
IKEA устроила прощальную распродажу. Каким теперь будет мебельный рынок РФ?
5 июля началась последняя онлайн-распродажа IKEA перед уходом с российского рынка. Почти сразу из-за наплыва покупателей сайт магазина стал работать с перебоями, а через несколько часов компания и вовсе объявила о приостановке оформления заказов. Такой ажиотаж связан с особенным значением, которое IKEA имела для отрасли и потребителей. Разбираемся, какое место в РФ занимал шведский ритейлер и как его уход скажется на мебельном рынке страны.
Что IKEA оставляет в России?
В 12 городах РФ находятся 26 розничных магазинов и студий IKEA. Шведский бренд производил свои товары на четырех фабриках в разных регионах и теперь планирует их продать. За время работы в России владеющая ритейлером IngkaGroup инвестировала в страну свыше €4 млрд и планировала вложить еще больше. По оценке участников отрасли, на IKEA приходилась пятая часть мебельного рынка РФ.
Владельцы не зря называли Россию приоритетным рынком для IKEA. За 2021 финансовый год компания увеличила продажи в РФ на треть. По данным аналитиков, выручка продавца составила почти 160 млрд руб., а чистая прибыль — почти 8 млрд руб.
Уход IKEA из России принес потери не только IngkaGroup, но и отечественным фабрикам: более 50% российского ассортимента производилось внутри страны. Из-за того, что ритейлер приостановил продажи 4 марта, без работы остались 600 сотрудников производителя матрасов «Аскона» — почти 7% штата этой компании. По словам собеседника Forbes, производство матрасов у предприятия снизилось почти на треть. Некоторым российским мебельным фабрикам вообще пришлось остановить производство, так как их продукция поставлялась исключительно в магазины IKEA.
Кроме того, шведский ритейлер был желанным гостем многих российских ТЦ, помимо принадлежащей IngkaGroup «Меги». Владельцы торговых центров были готовы работать с IKEA на льготных условиях, поскольку этот бренд притягивал посетителей. Компания уже начала сообщать российским ТЦ о том, что хочет расторгнуть договор аренды. Эксперты ожидают, что за это IKEA придется выплатить арендодателям крупные компенсации. Участники мебельной отрасли сомневаются, что все освободившиеся площади получится заполнить даже в среднесрочной перспективе.
Что будет с сотрудниками IKEA в РФ?
Еще до начала онлайн-распродажи IKEA провела закрытый сейл для своих сотрудников: по всей России их насчитывается около 15 тыс. человек. Персонал ритейлера воспринял это событие с воодушевлением, но, судя по всему, радость будет недолгой. Представители профсоюзов опасаются, что многие работники будут сокращены на невыгодных условиях.
Сотрудники компании не ожидали ухода IKEA из страны. По данным их профсоюза, руководство уверяло персонал, что этого не произойдет. Сотрудники IKEA рассчитывали на возобновление работы и поэтому не искали новые вакансии после приостановки продаж и производства.
При этом представители отрасли отмечают, что у многих сотрудников могут возникнуть проблемы с трудоустройством. Сложнее будет найти работу тем, кто участвовал в производстве IKEA. Для этого на смену ее заводам должно прийти сопоставимое по масштабам производство мебели, считают эксперты.
Тем не менее замглавы Минпромторга Виктор Евтухов уверен , что у сотрудников IKEA не возникнет сложностей с поиском работы. По его мнению, новые владельцы предприятий смогут сохранить персонал. Кроме того, IKEA предъявляла высокие требования к своему персоналу. Благодаря этому бывшие сотрудники ритейлера смогут найти «достойную работу», не сомневается он.
Каким будет мебельный рынок РФ без IKEA?
Уход шведского производителя мебели — знаковое событие для РФ. Участники мебельной отрасли России называют IKEA ведущей компанией в этом сегменте — и не зря. Именно она приучила россиян к стильной и относительно недорогой мебели. Чтобы конкурировать со шведским ритейлером, российским производителям приходилось повышать качество своих товаров и снижать цены.
Кроме того, IKEA вела социально-ответственный бизнес и сделала большой вклад в развитие отечественного производства мебели. Компания активно поддерживала своих партнеров в России даже в непростых ситуациях. Например, в 2006-м IKEA купила у «Асконы» матрасы по предоплате почти на $1 млн, чтобы помочь бизнесу восстановиться после пожара на производстве. Помимо этого, IKEA активно продвигала экологические инициативы и создавала важные инклюзивные проекты.
Тем не менее Евтухов призвал не драматизировать уход IKEA из России. По его мнению, место бренда на рынке быстро заполнят конкуренты, например, «Леруа Мерлен» или Hoff. Замминистра признал, что россияне любили формат, созданный шведским ритейлером, но допустил, что «кто-то в нашей стране попробует создать такое же».
Евтухов считает, что российские партнеры бренда тоже смогут быстро найти новых клиентов, потому что шведская компания «предъявляла к производителям повышенные требования». Кроме того, поставщики IKEA могли бы выпускать те же товары под собственными брендами, предположил замминистра.
По его оценкам, предприятия IKEA быстро найдут новых владельцев, потому что они высокотехнологичны и выпускают современную продукцию. Так, покупкой активов компании уже заинтересовались АФК «Система», Hoff и «Твой дом».
При этом участники рынка смотрят на ситуацию с бòльшим опасением и сомневаются, что заводы IKEA получится быстро продать и вернуть в работу. Кроме того, партнерам компании придется переориентироваться на рынке, который станет более конкурентным и жестким. Но в этом есть и положительная сторона: у участников отрасли возрастет мотивация для развития.
Тем не менее эксперты отмечают, что уход IKEA — не главная проблема мебельного рынка РФ. Сильнее по отрасли ударило общее падение спроса, связанное с нестабильной экономической ситуацией в мире. Из-за падения доходов и роста цен люди менее охотно покупают товары не первой необходимости, в том числе мебель и домашнюю утварь.
━━━━━
Степан Липатов