Гадание на кофейной гуще. Что получат россияне взамен Starbucks?
Вслед за McDonald’s и IKEA свой бизнес в России продает Starbucks. Компания приостановила свою деятельность в РФ 8 марта, а об окончательном уходе из страны объявила 23 мая. Источники, близкие к корпорации, называют покупателем сети кофеен ресторатора Антона Пинского. По их сведениям, сделка завершится уже в конце июля. Сеть кофеен ожидает ребрендинг, а на их месте могут открыться другие рестораны Пинского. Разбираемся, какие активы в России продаст Starbucks, на каких условиях пройдет сделка и что будет делать ресторатор с новым приобретением.
Почему Starbucks продает бизнес в РФ?
В России Starbucks появился в 2007 году. За 15 лет американская сеть кофеен открыла 130 заведений в 10 городах. В 2021 году компания заработала в РФ больше 5 млрд руб. при чистой прибыли в почти 200 млн руб. Это на 42% больше, чем годом ранее.
По всей стране в Starbucks работали около 2 тыс. россиян. Руководство кофейни пообещало в течение полугода материально поддерживать сотрудников в РФ и помочь им с поиском новой работы. По данным аналитиков, уход с российского рынка обойдется компании более чем в 2 млрд руб.
При этом эксперты считают, что Starbucks продает бизнес в РФ из-за того, что не был достаточно успешен на рынке. По их мнению, компании не удалось «попасть в русскую ментальность», поэтому в России такой же культовой, как в США, она не стала.
Аналитики отмечают, что Starbucks не сильно отличался от прочих кофеен качеством продукции или особенными технологиями. При этом на российском рынке за последние годы у него появилось много конкурентов с более низкими ценами. Поэтому сохранять бизнес и проводить ребрендинг руководству корпорации было бы нецелесообразно.
На каких условиях продается Starbucks?
О том, что Антон Пинский приобретет активы Starbucks, сообщили «Ведомости» со ссылкой на близкие к корпорации источники и собеседника, знакомого с ресторатором. Ранее об этой сделке писали и в Telegram-канале о ресторанном бизнесе «СысоевFM». Тем не менее сведения все еще могут оказаться гаданием на кофейной гуще — ни Пинский, ни Starbucks, ни ФАС пока не подтвердили эту информацию.
Антон Пинский — российский ресторатор, основатель холдинга Pinsky&Co, в который входят заведения Avocado Queen, Medusa, «Сыроварня» (Санкт-Петербург и «Красный Октябрь»), «Магадан», «Колбасный цех», Simach и другие. Кроме того, ему принадлежат клубы Gipsy, Stadium и «Известия Hall». Развитием клубов и ресторанов Пинский занимается уже 15 лет. За это время он стал главным партнером ресторатора Аркадия Новикова и запустил совместный проект с Тимати и «Сбером».
По данным источников «Ведомостей», Пинскому перейдут права на аренду всех нынешних площадей Starbucks с ремонтом. Ресторатор также получит в собственность помещение кофейни в ТЦ «Пушкино парк» в Подмосковье, которое принадлежало компании. Эксперты допускают, что вместе с помещениями бизнесмен может купить установленные в них мебель и оборудование. Продажа сети кофеен должна завершиться в 20-х числах июля.
По условиям сделки, Пинскому придется провести ребрендинг сети, как это сделали новые владельцы McDonald’s, но использовать продукцию и технологии Starbucks ему запретили. Также эксперты допускают, что в условия сделки войдет сохранение нынешнего персонала сети кофеен. С одной стороны, это могло бы поддержать имидж компании, а с другой — освободить ее от обязательств по выплатам бывшим сотрудникам.
Эксперты расходятся в оценке стоимости сделки. В «Infoline-аналитике» считают, что покупка обойдется Пинскому не дороже 700 млн руб., потому что владельцы Starbucks сделают большую скидку. При этом в консалтинговой компании CORE.XP предполагают, что бизнесмен выложит гораздо более крупную сумму: от 1,6 до 3 млрд руб. По информации одного из собеседников «Ведомостей», впоследствии ресторатор перепродаст помещение в ТЦ «Пушкино парк».
Откроется ли «Кофе — и точка»?
Эксперты называют сделку амбициозным проектом, который может стать знаковым для ресторанного рынка РФ. Она особенно выгодна Пинскому, который на основе большой сети будет развивать хорошо знакомый ему бизнес. Для этого ресторатор мог бы воспользоваться грантом правительства Москвы и льготными кредитами, рассуждают эксперты. При этом новый проект может запуститься достаточно быстро, потому что купленным помещениям не потребуется ремонт.
С одной стороны, Пинский мог бы на базе Starbucks открыть собственную сеть кофеен. Это закономерно, ведь он на долгий срок станет арендатором помещений в популярных среди молодежи и деловых людей местах. Благодаря этому гипотетический «Кофе — и точка» может стать конкурентом таким брендам, как Surf Coffee, ABC Coffee или «Даблби».
Тем не менее некоторые эксперты допускают, что у ресторатора могут возникнуть сложности с арендодателями. Владельцы помещений могут поставить Пинскому менее выгодные условия или вовсе отказаться от новых сетей. В этом случае часть кофеен все-таки придется закрыть, признают аналитики.
С другой стороны, купленные помещения позволят предпринимателю расширить уже имеющиеся у него сети ресторанов. В больших заведениях могли бы расположится Avocado Queen, Medusa, «Сыроварня» и другие бренды Pinsky&Co. Кроме того, вместо кофеен Пинский может запустить стритфуд-проекты или рестораны быстрого питания, рассуждают эксперты. По их оценкам, многие точки Starbucks хорошо подходят для таких форматов.
Ясно одно — под управлением активного и амбициозного ресторатора Пинского пустовать бывшие заведения Starbucks точно не будут.
━━━━━
Степан Липатов