Рисование звуком: почему одни слова звучат «сладко», другие «сильно», а третьи — «зло»
Фоносемантика — одно из новейших направлений в лингвистике. Оно изучает то, как звучание слова соотносится с предметом, которое это слово обозначает. Разберемся, какие интересные закономерности выявили ученые и как звуки «рисуют» определенную картинку у нас в голове.
Новая наука смогла описать давно известный феномен
Идея о том, что звуки вызывают ассоциации, появилась давно. Еще Ломоносов писал, что «к», «п» и «б» имеют «произношение тупое, и нет в них ни сладости, ни силы». В то же время звуки «с», «ф», «х», «ц» — «звонкие и стремительные», потому больше подходят для описания «действий сильных, великих, громких, страшных и великолепных».
В 70-80-х годах XX советский лингвист Станислав Воронин создал отдельную дисциплину для анализа этого феномена — фоносемантику. Ее целью стало изучение связи между значением слова и тем, как оно звучит. Позже американский психолог Чарльз Осгуд провел эксперимент, в основу которого легли методы новой науки. Испытуемому предлагалось оценить звук в нескольких категориях по шкалам, где с двух сторон располагались противоположные по значению характеристики. Выглядело это так:
«оценка»: хороший 3 2 1 0 −1 −2 −3 плохой
«сила»: сильный 3 2 1 0 −1 −2 −3 слабый
«активность»: активный 3 2 1 0 −1 −2 −3 пассивный
Эксперимент доказал, что человек действительно связывает звуки с определенными качествами и эмоциями. Таким образом, мы подсознательно угадываем характеристики предмета, который обозначает слово по тому, как оно звучит.
Звуки влияют на психологию человека
Агрессивные, резкие звуки скорее всего оттолкнут слушателя, в то время как нежные и тягучие вызовут чувство безопасности или даже скуки. Эти принципы применяются, допустим, при составлении речей политиков, в маркетинге и нейминге. Например, если предприятие должно ассоциироваться с быстротой обслуживания и надежностью, маркетологи советуют использовать «быстрые» и «резкие» слова — миг, вжух.
В русском языке выделяют 23 основные характеристики каждого звука. Вот некоторые из них:
красивый — отталкивающий,
радостный — печальный,
светлый — темный,
безопасный — страшный,
гладкий — шероховатый,
округлый — угловатый,
грубый — нежный,
мужественный — женственный,
могучий — хилый.
Именно поэтому одни слова кажутся нам более приятными и гармоничными, чем другие. Характеристика их звучания влияет на наше восприятие и неизбежно вызывает тот или иной эмоционально-визуальный отклик.