общество
Сергей Бобылев/ТАСС
Сергей Бобылев/ТАСС

«У нас проблема! Не выпускается стойка шасси!»: самые необычные истории бортпроводников

«Два пассажира купили одинаковые чемоданы, только один положил туда вещи, а другой — деньги. В конце рейса второй решил проверить содержимое, но денег там не было»

Бортпроводники не только с улыбкой встречают пассажиров, развозят еду и помогают в пути. Иногда им приходится успокаивать дебоширов, сопровождать преступников и искать мам, которые забыли детей в самолете. И это лишь малая часть того, с чем сталкиваются стюардессы каждый день. Ко Всемирному дню бортпроводника мы поговорили со стюардессами, которые поделились самыми необычными моментами со своих смен.

«Когда все было готово к полету, он стал брыкаться и орать: “Вы покушаетесь на мою свободу! Хэлп!”»

Юлия Филиппова, стаж семь лет

Я обычно мало делюсь историями внештатных ситуаций на борту, чтобы лишний раз не провоцировать аэрофобов. За пять лет моей работы в немецкой авиакомпании случалось немало — и угрозы на зеркале в туалетах, и драки в салонах, и реанимации в проходе. Вот самые яркие:

• Во многих авиакомпаниях практикуют традицию боевого крещения. Бортпроводников-стажеров во время первого полета разыгрывают, прямо как на 1-е апреля. Мой первый стажерский рейс был из Новосибирска в 2015 году. Самолет идет на посадку, загорается табло «пристегнуть ремни». Вроде все по плану, но тут мне коллега сообщает: «Юля, с тобой срочно хотят поговорить пилоты!» Те же мне говорят: «У нас проблема! Не выпускается стойка шасси!» Я в растерянности спрашиваю, что делать. «Тебе важное задание: иди к аварийным люкам и попрыгай на них хорошенько». Ну я так же серьезно уточнила: «А что, поможет?» Хохотал весь экипаж.

• «Attention, crew at station!» — прозвучало при внезапной аварийной ситуации на земле. Команда означает, что экипажу нужно как можно скорее проверить двери, люки и быть готовыми к эвакуации. Оказалось, что на борту задымилась вспомогательная силовая установка, а выходящий из самолета дым заметили пилоты из самолета, стоящего неподалеку. Конечно, тогда испугались не только пассажиры, но и экипаж. Неисправность починили на месте, а пилоты потом провели успокоительную беседу с нами и пассажирами.

• Как-то раз у нас в самолете должны были перевозить беженца из Конго — мужчина хотел лучшей жизни и сбежал каким-то образом в Германию. Но там ему отказали в убежище и назначили депортацию. Экипаж насторожило то, что беженца сопровождали сразу три полицейских. Мужчину завели в салон первым, я стояла у стойки аварийного люка. Вдруг он резко вырвался из рук охраны и побежал прямо на меня, здоровенный темнокожий. Мое сердце упало в пятки, я мысленно со всеми попрощалась.

На мое счастье его успели вовремя схватить и надеть наручники. Потом как ни в чем не бывало начали заходить другие пассажиры: бабушки, дедушки, дети. Когда все было готово к полету, он стал брыкаться и орать: «Вы покушаетесь на мою свободу! Хэлп! Меня убивают! Я не дам вам покоя!» При этом он умудрялся кусаться и плеваться. В результате его решили высадить.

«В самолетах летают целые банды воришек»

Инкар Искакова, стаж пять лет

• Один раз пассажир нашел в салоне чьи-то вставные зубы — причем на верхние и нижние челюсти. Я была уверена, что они принадлежат какой-нибудь бабушке или дедушке. Недолго думая, я уверенно подошла к пожилой женщине и спросила, не ее ли зубы потерялись. Она возмущенно ответила: «Вы что! У меня свои!» Думаю дальше, что делать — по громкой связи ведь не скажешь «А чьи это зубы?». Решила пойти по рядам: прикрыв вставные челюсти ладошкой, чтобы не смущать остальных, я негромко опрашивала пассажиров. Владельцем зубов оказался молодой мужчина лет 30-ти. Он испугался находки, поэтому быстро схватил вставные челюсти и убрал их в карман.

Кстати, обращение к женщинам — это отдельная тема. Сейчас у нас в команде много новеньких, которые спрашивают, как правильно это делать, чтобы никого не обидеть. Вот золотая формула: бабушке говорим «женщина», женщине — «девушка».

• Мы разносили на обед блюда с курицей и говядиной. Получилось, что передняя часть самолета единогласно взяла курицу и остальным осталась только говядина. Обделенные пассажиры начали возмущаться. Мне пришла в голову совсем абсурдная идея, я сказала им: «В этом самолете другой курицы, кроме меня, нет». Они посмеялись и согласились на говядину.

• Однажды пассажирка во время выхода из самолета попросила меня подержать ее малыша, пока она будет раскладывать коляску снизу. Прощаясь с другими пассажирами, я не заметила, как мать уже уехала на автобусе в аэропорт и оставила ребенка мне. Зато коляску она не забыла. Экипаж отправился искать ее по всему аэропорту. Беглянку нашли. Выяснилось, что она забыла малыша, потому что сильно устала.

• Два пассажира купили одинаковые чемоданы, только один положил туда вещи, а другой — деньги. В конце рейса второй решил проверить содержимое, но денег там не было. Начался скандал, мужчина стал кричать, что его имущество украл экипаж. И только потом через камеры он обнаружил, что он сам перепутал чемоданы с другим пассажиром в аэропорту еще до вылета. Как они разбирались дальше я уже, увы, не знаю. Надеюсь, чемоданчик с пачками купюр нашелся.

Вообще, в самолетах нередко крадут вещи: чаще всего, когда люди поели и решили вздремнуть. Воришки берут сумки прямо у соседа со стола или кармана на сидении. При этом мы постоянно ходим по салону и проверяем, не копается ли кто в чужих вещах. К сожалению, сложно понять намерения человека, а напрямую мы не можем спросить. И представьте, так в самолетах летают целые банды воришек.

«Салфетки слишком черные, шампанское неохлажденное, а вода очень мокрая»

Юлия (имя изменено по просьбе героини), стаж 15 лет

Я работаю в бизнес-авиации, то есть летаю на бизнес-джетах. Суперджеты летают не по расписанию авиакомпании, а по расписанию владельца. Часто мы даже не знаем, кого обслуживаем, только если сами не узнаем человека в лицо. Многие думают, что в бизнес-авиацию можно попасть только с модельной внешностью, но это не так. Достаточно опрятно выглядеть, отлично знать английский язык (если больше языков — лучше), запастись рекомендациями и уметь обращаться с капризными клиентами.

Еще интересно, что нам запрещено рисовать стрелки на глазах, делать смоки-айс и густые нарощенные ресницы. Вместо боевого раскраса можно использовать тональные средства, тушь для ресниц и прозрачный блеск для губ. Известно, что многие авиакомпании делают выбор в пользу алой помады, потому что с ней улыбка ярче и зубы белее, но наши клиенты ценят естественность. Нередко им сложно угодить и в другом.

Мы грузимся на борт, который вот-вот полетит на Мальдивы. Во время рулежки выясняется, что салфетки слишком черные, шампанское неохлажденное, а вода очень мокрая. Вместе с коллегами мы не показываем никакого раздражения, лишь максимально корректно и терпеливо меняем непонравившийся предмет или устраняем причину дискомфорта. Как и в ресторане, клиент всегда прав.

Пассажиры просят их будить за минут 15 до посадки, но в момент пробуждения мы узнаем, что они имели в виду 40 минут, и получаем за это выговор. Все недовольство после бортпроводников выливается на пилотов, которым угрожают увольнением. Но не все такие капризные. К слову, именно на работе я познакомилась со своим мужем, который был нашим пассажиром. Сейчас мы растим дочку.

Недавно одному нашему пассажиру, который купил самолет в прошлом июле, пришел счет за полугодовой интернет в размере $60 тыс. Владелец джета почти не пользовался интернетом, а вот экипаж и гости делали это с удовольствием: смотрели фильмы, сидели в соцсетях и скачивали, что захочется. Какое-то время мы были напряжены, ведь использовали сеть без разрешения. Мы думали, что уволят командира, потому что система включения находилась в его кабине. Но виновным признали помощника пассажира, которого вскоре уволили. Зато мы получили хороший урок.