Александр Щербак/ТАСС
Александр Щербак/ТАСС

Как устроена система безопасности в метро? И всегда ли она эффективна?

Обеспечить полную безопасность в метро невозможно. Однако металлоискатели могут обнаружить пистолеты и холодное оружие, а полиция — подозрительные лица

Ежедневно в столичное метро спускаются около 7,4 млн человек. В таком потоке сотрудники службы безопасности не в силах проверить каждого пассажира. На помощь им приходят рамки с металлоискателями и детекторы, отслеживающие взрывчатые устройства и вещества. Но всегда ли они способны вычислить преступника или опасный предмет? И насколько вообще безопасно ездить в метро? В восьмую годовщину трагедии в московском метрополитене разбираемся, как работает система безопасности подземного транспорта.

Из чего состоит система безопасности метрополитена?

На всех объектах общественного транспорта — вокзалах, аэропортах и метрополитене — работают металлоискатели. Они могут быть рамочными, через которые проходят все пассажиры, и ручными для личного досмотра. Приборы отличаются уровнем чувствительности. При сомнительном прохождении через рамку пассажира дополнительно просканируют ручным прибором.

Когда через арочный металлоискатель проносят металлический предмет, он с помощью световых индикаторов оповещает о том, на какой высоте находится металл, и подает соответствующий звуковой сигнал. Вполсилы рамка среагирует на пистолет, гранату, нож или пули, а чтобы она заработала на полную мощность, у человека с собой должно быть около 8 кг железа. Через металлоискатели запрещено проходить пассажирам с кардиостимулятором, поскольку из-за электромагнитных волн на медицинском аппарате могут сбиться настройки.

Также на входе в метро установлены детекторы, которые улавливают радиоактивные вещества. Содержание подозрительных сумок и рюкзаков сотрудники проверяют в рентгеновских аппаратах, находящихся в досмотровых зонах. Там же стоят детекторы, улавливающие пары и следы взрывчатых веществ, вместе с защищенными контейнерами, куда можно положить потенциально опасную сумку.

На станциях метро установлены системы видеонаблюдения для распознавания лиц, чтобы находить среди пассажиров разыскиваемых преступников. «Система не знает ни фамилий, ни имен, ни других персональных данных. Проверяются только те лица, которые находятся в розыске, если человек есть в базе правоохранительных органов. Если его там нет, то и сравнивать не с чем», — объясняет начальник службы безопасности Московского метрополитена Андрей Кичигин.

За пассажирами также следят полицейские и сотрудники метро. В толпе ежедневного потока они ищут подозрительные лица — этому их специально обучают на курсах. Однако чаще всего в метро проверяют именно мужчин с чемоданами, крупными рюкзаками и сумками, убедилась с помощью эксперимента редакция «Афиши».

Насколько эффективна такая система?

С момента начала работы системы распознавания лиц (сентябрь 2020 года) удалось задержать около 900 преступников и найти 25 пропавших детей. Но система не всегда работает исправно: так, недавно в столичном метро камеры приняли обычного пассажира на Теплом стане за опасного преступника, после чего мужчину отвезли в отделение полиции. Теперь несправедливо задержанный собирается судиться и требовать компенсацию за моральный ущерб.

Эффективность работы металлодетекторов сложно оценить, ведь никто не знает, сколько опасных предметов удалось провезти в метро. Нельзя забывать и о том, что не менее важную роль играет сотрудник, который реагирует на сигнал. Каждого пассажира, на которого запищит рамка, остановить невозможно. Поэтому прежде всего сотрудник смотрит на поведение человека и его внешний вид, которые могут быть довольно обманчивыми.

Например, 3 апреля 2017 года в петербургское метро через металлоискатели прошел террорист, одетый в обычную красную куртку и рюкзак. В 14:33 на перегоне между станциями «Сенная площадь» и «Технологический институт» произошел взрыв. Погибли 16 человек.

После теракта в петербургском метро власти дополнительно выделили 1 млрд руб. на усиление системы безопасности. Тем не менее в 2018 году сотрудникам ФСБ удалось пронести в метро «тест-предмет» (условную бомбу). Всего они предприняли четыре попытки: дважды подставного подрывника выявляли сотрудники метрополитена, один раз — сотрудники полиции. За год до теракта сотрудники спецслужб пронесли в московский метрополитен 46 из 50 муляжей взрывчатых устройств.

Обеспечить полную безопасность в метро невозможно — даже самые высокотехнические детекторы и внимательные сотрудники не в состоянии проверить каждого пассажира. А если и попробуют, то в метро образуются огромные очереди, как это произошло из-за проверки пропусков в начале пандемии.

То есть в метро лучше не ездить?

Метро остается одним из самых безопасных видов транспорта, особенно в сравнении с автомобилями, в которых за год в ДТП погибают десятки тысяч человек. За последние 20 лет в московском метрополитене произошло пять терактов, в петербургском — два. Другие чрезвычайные ситуации, как правило, связаны с затоплениями, задымлениями и неисправностью систем, но и они происходят крайне редко.

А вот что может помочь обеспечению безопасности в метро — так это сами пассажиры. Следует сообщать машинисту или сотрудникам службы безопасности о бесхозных предметах в вагоне или на станции, а также о подозрительных лицах. При задымлении или возгорании на станции нужно как можно скорее доложить об этом сотрудникам метрополитена. Если они будут далеко, то нажмите тревожную кнопку на колонне экстренного вызова. В вагоне есть аналогичная кнопка «машинист» — он скажет, что делать дальше. Не лишним будет вызвать пожарную службу по номерам 101 или 112.