Предвзятость и сложность интерпретации: почему тесты на IQ не определяют ваши способности
Первая шкала IQ появилась совсем не для измерения интеллекта. Подобные тестирования были созданы во Франции в 1905 году, чтобы помочь выявить учащихся, которые нуждались в дополнительной помощи в школе. Позже правительство США использовало модифицированные версии этих заданий во время Первой мировой войны. Руководители вооруженных сил знали, что допускать в бой неквалифицированных людей может быть опасно. Но можно ли назвать тесты на IQ достоверной и беспристрастной мерой общего интеллекта?
Балл IQ зависит не только от интеллекта
Тесты служат мерой того, насколько хорошо кто-то использует информацию и логику, чтобы отвечать на вопросы или делать прогнозы. Они оценивают это на основе измерений кратковременной и долговременной памяти, а также скорости, с которые люди способны решать головоломки.
Большинство неспециалистов считают, что задания помогают предсказать, кто станет хорошим лидером. Психологи, изучающие интеллект, считают, что это правда лишь отчасти. Тесты IQ могут предсказать, насколько хорошо люди будут действовать в определенных ситуациях, например, абстрактно мыслить в науке, технике, искусстве или руководить командой. Но это еще не все.
Выдающиеся достижения зависят от многих вещей. Дополнительные факторы включают амбиции, настойчивость, способность ясно мыслить и даже удачу. Исследования показали, что дети, набравшие более высокие баллы в тестах на IQ, в среднем добиваются лучших результатов в других сферах жизни: академических достижениях, экономическом успехе, более крепком здоровье и долголетии. Это потому, что они умнее? Необязательно.
Числовое значение IQ служит показателем того, насколько сильно ребенок мотивирован сдать тест (например, знает, что получит шоколадку за пятерку). Использование этой мотивации может быть так же важно для дальнейшего успеха, как и так называемый врожденный интеллект. Тем не менее мотивация — это еще не все. Студенты с более высокими результатами, как правило, более упорны на постоянной основе, а не только перед определенной контрольной. Это неудивительно: чтобы получать хорошие оценки, нужны и ум, и трудолюбие.
Интерпретация и предвзятость делают тесты не универсальными
Ученые считают, что подобная форма заданий все еще недостаточно хорошо приспособлена для получения достоверных оценок отдельных способностей, и их следует интерпретировать только как измерение общего интеллекта.
Одна из проблем заключается в культурной предвзятости, которая заложена в природе самого теста. Например, цимане (чимане), коренная группа из Боливии, не используют обозначения для геометрических фигур. Это неизбежно сказывается на показателях IQ, которые требуют внимания к пониманию форм и углов. Жители Боливии выполняют этот тип задач иначе, чем мы, видя совершенно иные закономерности. Для них подобные тесты сложны и непонятны, как если бы цимане попросили нас классифицировать целебные травы, о которых мы никогда не слышали.
Культурная специфика интеллекта делает тесты на IQ смещенными в сторону среды, в которой они разрабатывались, а именно белого, западного общества. Применение одного и того же теста к разным сообществам не позволяет распознать различные культурные ценности, формирующие то, что каждое сообщество ценит как интеллектуальное поведение. В США, например, человек, который понятия не имеет, кем был Джордж Вашингтон, вероятно, имеет интеллект ниже среднего. В Японии это незнание очень мало говорит об интеллекте человека.
Тесты на IQ все еще могут быть полезны как часть общей оценки человека в целом. Но в конечном итоге все зависит от того, как они интерпретируются и в какой стране.
Тесты не многогранны и слишком упрощены
Исследователи определили, что результаты теста не могут точно показать, насколько умен человек. Вместо этого они выяснили, что есть по крайней мере три различных компонента, которые составляют интеллект или «когнитивный профиль»: кратковременная память, рассуждение и вербальный компонент.
Некоторые категории IQ-тестов вообще не касаются знаний. Другие имеют дело с памятью. Третьи измеряют так называемый подвижный интеллект. Люди с более высокими его показателями, как правило, имеют больше остатков глюкозы в определенных частях мозга. Эти области находятся на левой стороне и ближе к передней части. Они связаны с планированием движений, пространственной визуализацией и рассуждениями. Все это ключевые аспекты решения проблем. Таким образом, тесты на IQ определяют набор навыков, важных для общества. Но они не позволяют полностью представить чей-то потенциал.
В то же время подобные задания могут быть полезны как часть общей оценки человека. В сфере образования, например, они служат объективным способом выявления одаренных детей. Всеобщий скрининг учащихся помогает находить тех, кто в противном случае остался бы незамеченным родителями и учителями.
Использование тестов на IQ в различных условиях и продолжающиеся разногласия по поводу их достоверности подчеркивают не только огромную ценность, которую общество придает интеллекту, но и наше желание понять и измерить его.
━━━━━
Анастасия Дегтярева