Похоже, Россия и Иран все же договорились о продаже дронов. Что об этом нужно знать?
В последнюю неделю в СМИ активно говорят о поставках в Россию иранских беспилотников. Москва и Тегеран категорически отвергают военное сотрудничество. Однако приобретение зарубежных БПЛА было давно ожидаемым событием — особенно с учетом острой нехватки беспилотников в российских войсках. Разбираемся, какие дроны может получить Москва и зачем ей вообще нужна техника из Ирана.
Иран передал РФ дроны?
Достоверно об этом ничего не известно. О намерении Тегерана продать Москве беспилотные летательные аппараты (БПЛА) впервые сообщили США 11 июля. Советник Байдена по нацбезопасности Джейк Салливан утверждал, что Иран планирует поставить «сотни» боевых и небоевых дронов, а обучение военных РФ должно начаться к концу месяца. Позже в СМИ появилась информация, что иранцы отправили в РФ первую партию ударных БПЛА по Каспийскому морю.
Иран и Россия отрицают, что вели переговоры по дронам. Однако позже иранский депутат Хади Бейгениджад частично подтвердил факт сделки, отметив что торговля дронами «усиливает связи Ирана с соседями». 27 июля Москва и Тегеран объявили о подписании соглашения о поставках авиаоборудования — теоретически БПЛА могут быть его частью.
О каких БПЛА идет речь?
СМИ упоминали БПЛА Shahed-129. Это ударный дрон, который разработала иранская самолетостроительная компания HESA в 2011 году. Он способен выполнять широкий спектр задач, включая наблюдение за местностью, разведку и удары по наземным целям.
Об операционной истории Shahed-129 известно довольно мало. Предположительно, его начали активно применять в Сирии с 2014 года, однако первый документально подтвержденный удар датирован только 2016-м. Кроме того, Shahed-129 засветились в Ираке, Пакистане и Ливане. Наиболее известный случай использования этих БПЛА — удары по американским базам в Сирии в 2017 году. В 2019-м их использовали в спасательных операциях при потопе в провинции Хузестан.
Насколько они мощные?
Shahed-129 — это аналог израильских Hermes 450 и американских MQ-1 Predator, на которые иранцы опирались при проектировании своих БПЛА. От Hermes они унаследовали форму фюзеляжа, от MQ-1 — австрийские двигатели Rotax 914.
По заявленным характеристикам Shahed-129 превосходят турецкие Bayraktar TB2, которые используют ВСУ. Иранские БПЛА способны нести в два раза больше полезной нагрузки при сопоставимой скорости и дальности полета, а также автономности нахождения в воздухе. Из вооружений им доступен стандартный для БПЛА «джентльменский набор» — противотанковые ракеты Sadid-1 и корректируемые бомбы Sadid-345 (аналоги турецких UMTAS и MAM). При этом к качеству Shahed-129 остаются вопросы — данные о его оборудовании (например, оптике) полны белых пятен, поэтому полноценно оценить оперативную эффективность иранского БПЛА невозможно.
Зачем нам иранские беспилотники?
Ударные БПЛА нужны российской армии на Украине. Опыт боев показал, что дроны способны значительно повысить эффективность артиллерии и других войсковых соединений — их возможности помогают быстро обнаруживать цели, вести корректировку огня, бороться с диверсантами, сопровождать колонны техники и выполнять иные задачи. Кроме того, они показали себя чрезвычайно полезными в точечных атаках на военные объекты — особенно если те не прикрыты системами ПВО.
Сейчас у ВС РФ и сил ЛДНР наблюдается острая нехватка этого типа вооружений, особенно многоцелевых дронов. Военные решают проблему дефицита двумя путями: навешивают вооружения на легкие разведывательные дроны и переоборудуют под военные цели гражданские квадрокоптеры. Shahed-129 тоже подойдут для этого, вне зависимости от их качества.
Разве у России нет своих дронов?
Есть, но их мало. РФ применяет на Украине «Орионы» («Иноходцы»), разведывательные БПЛА «Орланы-10» и «Форпосты», легкие ударные дроны «Ласточка», мини-беспилотники «Элерон» и дроны-камикадзе «Ланцет». Из них наиболее многочисленные — это «Орланы». С начала их массового производства в 2014 году «Специальный технологический центр» поставил армии больше тысячи этих БПЛА. В мае Минобороны РФ впервые показало боевой вариант «Орлана-10», оснащенный четырьмя осколочно-фугасными снарядами.
А вот с дронами класса Bayraktar TB2 и Shahed-129 у ВС РФ проблемы. Их роль призваны исполнять «Орионы», однако их не успели произвести в достаточном количестве — первые дроны поступили на вооружение в 2020 году, а завод по их серийному производству построили только к концу 2021-го. Пока Минобороны РФ крайне редко демонстрирует кадры с их работой.
Проблему можно решить как-то по-другому?
Восполнить нехватку можно увеличением выпуска, либо закупкой БПЛА за рубежом. Первый вариант — наиболее предпочтительный, но на быстрый результат тут рассчитывать не приходится. Масштабирование производства может занять длительное время, а российские власти огласили эти планы только в июле.
Поэтому единственным вариантом остается закупка готовых образцов за рубежом. В этом смысле возможное приобретение иранских дронов и других аналогов поможет закрыть потребности армии на время, пока Россия не наладит внутреннее производство. Причем вскоре у нее могут появиться не только Shahed, но и собственные Bayraktar — 26 июля президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган заявил, что Москва интересовалась строительством завода этих БПЛА на своей территории. Возможно, эта тема продолжит развитие и на саммите Эрдогана и Путина, который состоится в августе.
━━━━━
Виталий Рюмшин