«А если друг прыгнет, ты тоже?»: почему большие скопления людей ведут себя неадекватно?
В сводках новостей мы часто слышим, как футбольные болельщики совершили акт вандализма или жестоко избили человека; фанаты рок-группы устроили давку; а люди в очереди подрались за последнюю техническую новинку. Людские массы ассоциируется с агрессивным, неконтролируемым поведением. Рассказываем, какие механизмы могут до неузнаваемости перекроить личность человека в толпе.
Что такое психология толпы?
Это особый раздел социальной психологии. Он изучает, как отличается поведение людей в толпе от поведения людей в одиночестве. Под толпой наука понимает большое хаотичное скопление людей, которые испытывают схожие эмоции и сосредоточены на одном объекте.
Психология приписывает людским массам одну характерную черту — индивидуальности там не существует, поэтому все ведут себя непредсказуемо и иррационально.
Ярким примером может послужить история Дилана Янта. Зимой 2010 года мужчина хотел спрыгнуть с крыши. Собралась толпа и начала поощрять нездоровое желание: «Прыгай!», «Сделай это!». Некоторые люди ругали Дилана за нерешительность, обзывали идиотом и смеялись. В конце концов он не выдержал и закончил начатое.
Эта история выражает крайнюю степень того, как большое скопление народа меняет поведение индивида, однако она доказывает, что человек в одиночестве и человек в группе — разные личности.
Почему индивидуальность стирается в толпе?
Французский психолог Гюстав Лебон объяснял единство толпы механизмами заражения: состояние аффекта переходит от одного человека к другому до тех пор, пока каждый участник не перестанет мыслить здраво.
Другие исследователи считали, что толпу составляют люди, которые думают об одном и испытывают схожие чувства. Таким образом, толпа изначально представляет собой однородную массу, которая движется в едином порыве.
Как людям не стыдно?
Толпа освобождает индивида от груза ответственности: большое скопление народа, а также принадлежность к группе, которая стремится к общей цели, дает ощущение моральной свободы. Прежде всего, в толпе легко сохранить анонимность. Лебон считал, что снижение уровня самосознания понижает и уровень личной ответственности. Деиндивидуализация, по мнению психологов, может привести к изменению поведения в соответствии с социальным контекстом группы и повысить уровень агрессии.
Эта особенность была проверена профессором Брайном Малленом в 1986 году. Он проанализировал газетные сообщения о народных расправах и пришел к выводу, что большие толпы проявляли более высокий уровень жестокости при убийстве жертвы.
Неужели толпа всегда плохая?
Нет. Большое скопление людей и анонимность не всегда располагают к антисоциальному поведению. Исследование 1973 года доказало обратное: две группы добровольцев поместили в хорошо освещенную и затемненную комнату на час. После этого участников попросили описать их ощущения. В темноте люди чувствовали себя непринужденно, делились чувствами с товарищами по команде и обсуждали личные проблемы. Другими словами, снижение личной ответственности за счет сохранения анонимности в плохо освещенной комнате привело к повышению уровня эмоциональной связи, а не агрессии.
Таким образом, поведение толпы определяется релевантным социальным контекстом, который не всегда предполагает негативный отклик.