EPA/ТАСС
EPA/ТАСС

«Последние китайские предупреждения»: пять случаев, когда Пекин сдал назад

Китай всегда очень бурно реагирует на ущемление своих интересов. Но его угрозы часто оказываются пустыми

2 августа спикер Палаты представителей США Нэнси Пелоси все-таки приземлилась на Тайване. Начало ее визита прошло в чрезвычайно нервозной обстановке: в качестве ответа Китай развернул военную активность, предупреждал Тайвань о последствиях и угрожал Америке войной. Однако воинственная риторика КНР никого не устрашила, а последовавшая за ней невнятная реакция лишь породила шутки о «последнем китайском предупреждении» — пустой угрозе, которая не имеет никаких последствий. Причем такое случается уже не в первый раз — вспоминаем еще пять случаев, когда громкие слова Пекина расходились с его делами.

1. Война предупреждений

Первые «последние предупреждения» Китай сделал уже в ранние годы своего существования. В то время коммунисты уже захватили материковую часть Китая, но еще не добились признания на Западе. Вашингтон и другие предпочитали иметь дело с националистами, которые сохраняли контроль над Тайванем и прибрежным островами.

В 1950-е гг. Пекин и Тайбэй активно конфликтовали из-за спорных островов. По этой причине самолеты-разведчики и боевые корабли американцев часто открыто нарушали границы КНР. На каждую акцию Пекин посылал США «серьезное предупреждение», которое затем с присущим ему пафосом расходилось по китайским и советским информагентствам.

К 1964 году число «серьезных предупреждений» Пекина приблизилось к тысяче. Правда, подкрепить слова делом Мао Цзэдун не торопился — поэтому они не создавали ничего, кроме информационного шума. Постепенно за громкими протестами руководства КНР перестали следить, а выражение «последнее китайское предупреждение» стало нарицательным. Ироничный контекст не мешает Китаю «серьезно предупреждать» США и в наши дни. Правда, результаты таких демаршей остались прежними.

2. Третий тайваньский кризис

В середине 1990-х гг. в Тайваньском проливе разразился третий по счету кризис. Рост напряженности спровоцировал президент Тайваня Ли Дэнхуэй, выступавший за курс на независимость острова. Летом 1995-го он приехал в США с частным визитом, а через год выставил свою кандидатуру на первых прямых выборах президента.

Обе акции не понравились руководству КНР. Пекин пригрозил США «взрывными последствиями» из-за поездки Ли Дэнхуэя, а Тайваню — войной в случае его переизбрания. «Мы пытались сделать все возможное, чтобы избежать сценария, при котором у нас не останется иных вариантов, кроме военного, — говорил представитель Пекина газете The New York Times. — Если Китай не сможет изменить курс Тайваня, то, боюсь, будет война».

На фоне этого Народно-освободительная армия Китая (НОАК) провела две серии устрашающих учений с ракетными запусками вблизи Тайваня. Однако ее воинственный настрой быстро сбили две ударные авианосные группировки, которые США направили к Тайваньскому проливу. В результате вместо реализации «последнего предупреждения» Пекин пошел на деэскалацию.

3. Нефтяной конфликт с Вьетнамом

Май 2014 года ознаменовался обострением территориального спора между Китаем и Вьетнамом из-за Парасельских островов. Начало конфликту положили суда Китайской национальной шельфовой нефтяной корпорации (CNOOC), попытавшиеся установить буровую вышку на юге архипелага. Вьетнам расценил это как нарушение территориальной целостности и направил туда собственные корабли. Однако китайцы дали им отпор.

Кризис спровоцировал масштабные антикитайские протесты во Вьетнаме. В ответ на это официальные СМИ КНР пригрозили ему экономическими санкциями. Военные же потребовали от Ханоя отвести корабли, пообещав что Китай защитит свою территориальную целостность и не уступит «ни дюйма земли».

Но несмотря на протесты, уже в июле CNOOC объявила о завершении работ. Предупреждения КНР так и остались предупреждениями, да и сторонние наблюдатели нашли их «неубедительными».

4. Пограничный спор с Индией

В июне 2017 года кризис вспыхнул на другой части китайской границы — в Гималаях. Поводом стало решение Пекина построить дорогу на плато Доклан, принадлежность которого он оспаривает с Бутаном. Для решения конфликта Бутан обратился за помощью к союзной Индии. Та направила в Доклан войска, которые прогнали китайских рабочих. В ответ на это НОАК нарастила собственную группировку в регионе.

Военный кризис сопровождался большим накалом страстей. На протяжении двух месяцев китайские чиновники требовали от Нью-Дели отвести войска, угрожая ему войной. «Я хотел бы напомнить Индии: не играйте с огнем и не принимайте решения на основе фантазий, — предупреждал пресс-секретарь минобороны КНР У Цянь. — Скорее гора сдвинется с места, чем наша армия отступит».

Но уже вскоре НОАК отступила. 28 августа Китай и Индия договорились отвести войска от линии соприкосновения — армии обеих стран вернулись на исходные позиции в тот же день. КНР прекратила строительство спорной дороги, а все прозвучавшие за два месяца предупреждения снова оказались «последними».

5. Скандал с Чехией

2020 год стал не самым удачным для чешско-китайских отношений. Виновником обострения стал спикер сената Чехии Милош Выстрчил, который отправился с официальным визитом на Тайвань в составе парламентской делегации.

Выходка спикера ожидаемо уязвила Пекин. МИД КНР обвинил Выстрчила во вмешательстве во внутренние дела Китая и нарушении его территориальной целостности. «Мы заставим его заплатить за недальновидное поведение и политической оппортунизм», — заявил глава ведомства Ван И, добавив что политик «пересек красную черту».

После инцидента появились сообщения о сворачивании китайского бизнеса в Чехии. Однако никаких серьезных последствий угрозы Пекина не имели. В июле 2022 года Выстрчил принял тайваньскую делегацию уже на чешской земле. Визит закончился сенатской резолюцией, признавшей Тайвань субъектом международного права.

━━━━━

Виталий Рюмшин