Серые схемы черного золота. Почему нефтяное эмбарго против РФ работает все хуже?
Западные страны пытаются найти баланс между эмбарго на российскую нефть и спасением от энергетического кризиса. С одной стороны ЕС, США и Британия хотят навредить российской экономике, а с другой — избежать дальнейшего роста цен на топливо, которые продолжают бить рекорд за рекордом. Хотя Запад уже говорит о новых ограничениях для нефти из РФ, введенные ранее ограничения ослабляются. Разбираемся, почему западные страны не спешат вводить полный запрет российской нефти, какие альтернативы эмбарго они ищут и как с этим справляются отечественные экспортеры.
Неединая Европа
Одной из самых жестких мер против российской нефти стал европейский запрет на страхование перевозящих ее танкеров. Благодаря этому у ЕС был реальный шанс обрубить значительную часть российского экспорта нефти. Запрет коснулся бы не только перевозок в страны союза, но и другие страны мира, потому что танкеры с российской нефтью, как правило, перестраховываются у европейских компаний. Ограничение вступит в силу в декабре.
Однако с начала июня, когда новые санкции только приняли, запрет на страхование танкеров с нефтью из РФ претерпел изменения, которые сделают эмбарго гораздо менее жестким. По новым правилам, запрет на страхование коснется только судов, которые перевозят нефть именно в страны ЕС. Однако он не коснется перевозок госкомпаний РФ вроде «Роснефти» в государства, не входящие в союз, если этого требует «острая необходимость». Критериев остроты Еврокомиссия не представила, поэтому такое послабление, вероятно станет лазейкой для обслуживания российских танкеров.
Еще менее жесткими ограничения становятся из-за действий британских властей. Пока они запретили только страхование танкеров, которые везут нефть из РФ в Соединенное Королевство (запрет начнет действовать лишь в 2023 году). Ограничивать страхование всех судов с российской нефтью в Лондоне не спешат. Это делает санкции ЕС почти бесполезными, потому что российские экспортеры все равно смогут застраховать суда в Британии, где находится крупнейший в Европе страховой рынок Lloyd’s of London. Иными словами у поставщиков нефти из РФ получится страховать даже перевозки в Европу.
Эксперты считают такие действия Запада «серьезным отступлением» в санкционной войне. Послабления связаны с нарастающим в ЕС и Великобритании кризисом, в том числе энергетическим. Запад опасается, что, если экспорт нефти из РФ прекратится, ситуация с ценами на топливо усугубится еще сильнее. А это, в свою очередь, спровоцирует разгон инфляции в Европе и США.
Потуги из-за океана
США, как и Европа, сталкивается с серьезным экономическим кризисом на фоне антироссийских санкций. В Штатах боятся тотальных запретов на страхование российских танкеров, потому что это только усилит экономический кризис. В качестве альтернативы полному эмбарго американские власти предлагают установить «потолок» цен на российскую нефть. Они рассчитывают, что таким образом сохранят объемы энергоресурса на рынке, но снизят доходы России.
Сообщается, что страны G7 уже договорились ограничить цены на российскую нефть к 5 декабря 2022-го. К этому времени в силу вступят в силу нефтяные санкции ЕС. Однако в «Большую семерку» входят далеко не все крупные импортеры нефти. Штаты уже пытались договориться с Индией и Китаем, чтобы и они присоединились к ограничениям. Однако пока безрезультатно — в Индии обещали рассмотреть это предложение, но положительного ответа так и не дали.
Еще сложнее США будет договариваться с Китаем, который не поддерживает антироссийские санкции. Отношения между державами и так последнее время переживают не лучший период. Сейчас они ухудшаются еще стремительнее на фоне визита главы американского конгресса Нэнси Пелоси на Тайвань. Если Штатам не удастся склонить на свою сторону крупных игроков, не входящих в G7, инициатива не сработает в полную силу.
Перспективы для российской нефти
В результате западных ограничений доходы экспортеров нефти в РФ, а значит и доходы бюджета, так или иначе сократятся. Однако российские поставщики находят все больше и больше способов минимизировать собственные потери. Этому способствуют не только нерешительность западных стран в отношении нефтяного эмбарго, но и обходные пути, которые находят отечественные экспортеры.
По данным Bloomberg, для перевозки российской нефти минимум однажды использовался египетский терминал Эль-Хамра. Сообщается, что туда доставили около 700 тыс. баррелей нефти из РФ и смешали ее с египетской, чтобы скрыть происхождение. Затем уже местный танкер отправился в путь со смешанным топливом на борту. Издание отмечает, что это не первый случай, когда Египетские порты используются для перевозки российской нефти в обход ограничений.
Таким образом, анонсированное ЕС в начале июня нефтяное эмбарго становится все более и более шатким. В санкционной войне Запад не действует сообща, так еще и создает лазейки в собственных ограничениях. Из–за этого остановить экспорт нефти из РФ полностью вряд ли получится. Западу остается рассчитывать только на ограничение стоимости российского «черного золота», но устроит ли такой вариант всех его покупателей — вопрос открытый.
━━━━━
Степан Липатов