Martin Adams/Unsplash
Martin Adams/Unsplash

Европа отказывается от нефти и газа из РФ. Пора начинать бояться?

Евросоюз запретил импорт 90% российской нефти, но не всем и не сразу. От газа отказываются немногие, а цены на энергоресурсы тем временем только растут

Страны ЕС после долгих споров все-таки согласовали шестой пакет санкций против РФ, в который вошло эмбарго на 90% российской нефти. В то же время несколько государств Европы отказались оплачивать российский газ рублями, поэтому поставки газа туда прекратились. На фоне этих событий цены на энергоресурсы в мире растут, а российский экспорт углеводородов переориентируется на Азию. Разбираемся, чего России будет стоить нефтяное эмбарго от ЕС, как государство будет с ним справляться и почему все не так уж страшно.

Что случилось?

ЕС согласовал частичное эмбарго российских нефти и нефтепродуктов, хотя это было непросто — многие члены союза сильно зависят этих энергоресурсов. Спустя несколько недель переговоров компромисс все же был найден, и под запрет попали 90% нефти и нефтепродуктов, ввозимых из РФ в ЕС. Но не все так просто.

Ограничения коснулись, в первую очередь, морских поставок российской нефти — почти 70% объема экспорта черного золота. Мало того, в список новых санкций войдет запрет страховать танкеры с российской нефтью. Без страховки суда не смогут даже заходить в порты, а это может сказаться и на поставках сырья морем в страны, не входящие в ЕС. Продолжаться будут только 10% нынешних поставок нефти в Европу — для Венгрии, Словакии и Чехии.

Страны ЕС осознают опасность таких санкций для своих экономик. Прежде чем отрезать себя от энергоресурсов из РФ, им необходимо перестроить собственные энергосистемы. Поэтому европейцы планируют вводить эмбарго постепенно — большинство государств откажутся от российской нефти к концу 2022-го, а некоторые страны и того позже (например, Болгария — только к 2025-му).

Что касается российского газа, то европейские страны зависимы от него еще сильнее. Единой позиции по эмбарго на газ из РФ в Евросоюзе нет, но некоторые государства сами отказываются от него, потому что не соглашаются оплачивать газ в рублях по новой схеме, и поставки в такие страны прекращаются. Рассчитываться рублями за российский газ отказались Болгария, Польша, Дания, Финляндия, Эстония и Нидерланды. Но несмотря на сокращение экспорта, доходы российских газовиков не только не упали, а даже выросли. На фоне ограничений растут и мировые цены на нефть.

Что это все значит для россиян?

Экспорт энергоресурсов и их стоимость влияют как на бюджет РФ, так и на цены в стране. Нефтегазовый сектор составляет около трети доходов национального бюджета (торговля углеводородами — основной источник долларов и евро для России). При этом вместе с нефтью дорожает и бензин, который из нее производят. А с ростом цен на бензин растут и издержки производителей на перевозку продукции. Поэтому увеличение стоимости нефти влияет в том числе на цены в магазинах.

Но и тут есть нюансы. Сейчас импорт в РФ из-за санкций сильно упал, а экспорт остался примерно на том же уровне, действуют жесткие валютные ограничения. От этого рубль укрепился к доллару сильнее, чем планировали власти, когда составляли годовой бюджет. Нынешний курс невыгоден России, потому что за нефть и газ платят валютной, а поступления в бюджет идут в рублях. И если эти поступления снизятся, у государства будет меньше ресурсов для социальной защиты и мер поддержки бизнеса в условиях кризиса.

На этом фоне ЦБ стремится вернуть курс рубля к запланированным значениям — смягчает валютные ограничения и снижает ключевую ставку. Снятие ограничений стабилизирует курс рубля и приводит к росту цен на импортную продукцию. А уменьшение ключевой ставки, в свою очередь, способствует увеличению кредитной активности и, соответственно, росту инфляции.

И что будет дальше?

Пока сложно предсказать, что ждет экспорт российских энергоресурсов, особенно нефти. С одной стороны, нефтяное эмбарго ЕС ударит по российским поставщикам, потому что Европа всегда была для них главным рынком сбыта. Поиск новых покупателей и рынков потребует времени и ресурсов.

Больше всего сложностей вызовет запрет на страхование российских танкеров. Перевозка нефти по морю сопряжена с большими рисками даже не потому, что поломка корабля обойдется дорого. Главный предмет страхования в данном случае — ответственность перевозчика, потому что разлив нефти в море потребует огромных компенсаций: страховые лимиты в сделках с танкерами могут составлять до $1-2 млрд.

Это значит, что страховщику, чтобы не обанкротиться, выплачивая компенсацию, нужно разделить этот риск с другой компанией, то есть перестраховать его. До санкций ЕС перестрахованием российских танкеров занимались европейские брокеры. Теперь поставщикам нефти придется искать перестраховщика в азиатских странах: Китае или Индии. РНПК справиться с таким объемом перевозок не сможет.

Неужели все так плохо?

Нет. Хорошая новость здесь в том, что ЕС вводит запрет на нефтепродукты РФ постепенно. Российские экспортеры смогут использовать это время для переориентирования поставок и поиска страховщиков.

Конечно, увеличение экспорта нефти в Китай и Индию тоже сопряжено с трудностями: чтобы конкурировать на этом рынке, продавать ее придется со скидкой. Но и здесь не все так мрачно: потери от дисконтов получится частично компенсировать за счет роста цен. Аналитики ожидают, что в связи с дефицитом, который возникнет из-за эмбарго ЕС, стоимость нефти будет сохраняться на уровне выше $100 за баррель и расти дальше. Кроме того, эксперты прогнозируют рост спроса на черное золото в Китае, где активно снимаются ковидные ограничения.

Рост цен на нефть и газ, в свою очередь, положительно влияет на госбюджет. По мнению экспертов, Россия перевыполняет планы по наполнению бюджета экспортными доходами. И если отечественным поставщикам нефти и газа удастся перенаправить торговые потоки на другие рынки, новые европейские санкции скажутся на нас не так болезненно.

━━━━━

Степан Липатов