BENCE BOROS/unsplash.com
BENCE BOROS/unsplash.com

На футбольные стадионы собираются вернуть пиво. Какие аргументы за и против?

Предполагается, что беспорядков на аренах не будет из-за системы Fan ID

5 августа отмечается Международный день пива. В России уже не первый год добиваются возвращения этого напитка на футбольные стадионы, однако многие категорически против алкоголя на спортивных мероприятиях. Изучаем мнения за и против.

Пиво собираются вернуть на стадионы?

13 декабря 2019 года Госдума в первом чтении приняла законопроект о снятии запрета на его розничную продажу на официальных футбольных соревнованиях. Согласно документу, пить пиво можно будет только в специальных местах, а находиться с ним на трибунах по-прежнему запрещено. Но второе чтение так и не провели. Руководители футбольных клубов неоднократно говорили о необходимости разрешить продажу хмельного напитка на аренах. Владелец «Спартака» Леонид Федун заявлял, что из-за ее отсутствия клуб теряет доход в 1 млрд рублей каждый сезон.

14 июля исполняющий обязанности главы Российской Премьер-лиги Александр Алаев сообщил о том, что Государственная дума рассмотрит вопрос о полноценном возвращении пива на стадионы по ходу осени.

В Госдуме был ряд вопросов к проекту по пиву на стадионах. Сейчас они сняты. Планируется, что в осенней сессии Госдума вернется к разработке данного проекта.

Александр Алаев, И.о. президента РПЛ

Довольно давно идет обсуждение того, чтобы разрешить продажу алкоголя на спортивных матчах, такая практика была на ЧМ-2018 по футболу. В условиях постпандемийного периода, когда зрителей на стадион приходит мало, надо создавать для них дополнительные условия. Есть экспериментально-правовой режим, сославшись на эту статью, вводится подобный режим до конца года. В Москве есть не только футбольные болельщики, но любители хоккея, баскетбола, волейбола. Было бы неплохо посмотреть за реализацией режима и распространить действие на другие объекты спорта, чтобы создать нормальные условия. Если это найдет понимание у болельщиков, думаю, проведем обсуждение в Госдуме, чтобы понять, нужно это или нет.

Роман Терюшков, Член комитета Госдумы по физической культуре и спорту

Член комитета Госдумы по физической культуре, спорту, туризму и делам молодежи Дмитрий Свищев в 2021 году говорил о том, что среди депутатов есть немало сторонников закона о разрешении продажи пива. Проблема в том, что они ведут себя не так активно, как противники.

Законопроект о пиве прошел первое слушание, потом сделали замечания к нему, и коллеги внесли свои правки. Его перенесли на осень, когда будет избран новый состав Госдумы. Основная причина приостановки до второго чтения в том, что министерство внутренних дел достаточно жестко высказалось о первостепенной необходимости внедрения на стадионах системы безопасности и распознавания лиц, и только после этого пиво может вернуться на стадионы. Вещи, так сказать, спорно зависимые, но мы обязаны прислушиваться.

Дмитрий Свищев, Член комитета Госдумы по физической культуре, спорту, туризму и делам молодежи

А когда его запретили?

Запрет на продажу пива и другой алкогольной продукции на спортивных аренах действует в России с 2005-го. Годом ранее была ограничена реклама пива на стадионах и на телевидении. Однако корни этого запрета уходят в 2002 год, когда показ матча чемпионата мира между Россией и Японией на большом экране в центре Москвы привел к массовым погромам на Тверской улице. Поражение национальной команды со счетом 0:1 лишь усугубило ситуацию.

В результате массовых беспорядков пострадали не менее 80 человек, 49 из них были госпитализированы, один человек скончался от ножевых ранений. Было разгромлено несколько японских и китайский ресторанов, разбито более двухсот витрин и более сотни машин. Тогда решение о запрете продажи алкоголя было обосновано. В те годы на принципиальные матчи приезжали тысячи милиционеров, чтобы сдержать массовые драки фанатов. Алкоголь не был главной причиной беспорядков, но усложнял ситуацию.

В последующие годы исключения делались только для крупных международных соревнований — Кубка Конфедераций-2017, чемпионата мира-2018 и чемпионата Европы-2020(21). В первую очередь это происходило потому, что в число главных спонсоров этих событий входили бренды Bud и Heineken. Все три больших турнира прошли без серьезных происшествий с болельщиками, однако полноценно пиво на российские стадионы так и не вернулось.

Какие аргументы за?

Возвращение пива способно привлечь зрителей и повысить доходы клубов, прежде всего за счет спонсорских вложений. Федун называл напиток резервом, который необходимо как можно быстрее использовать. В новых реалиях команды ищут дополнительных источники заработка, чтобы возместить потери. УЕФА отстранил Россию от еврокубков, а количество болельщиков на трибунах с началом нового сезона РПЛ снизилось.

При рыночной стоимости билетов в доковидное время на футбол ходило в 2-3 раза больше людей. В ближайшее время Государственная дума планирует провести совещание, на котором обсудит эффективность Fan ID. Эксперты считают, что система защиты и продажа алкоголя — взаимосвязанные явления. Возвращение пива могло состояться лишь после успешного введения паспорта болельщика, который поможет бороться с нарушителями правопорядка.

11 мая власти Москвы официально разрешили продавать алкоголь крепостью менее 16,5% на спортивных сооружениях. Это эксперимент, который будет действовать до конца 2022 года. Если его признают удачным, то этот будет еще одним аргументом в пользу возвращения пива на стадионы.

Мы должны создавать цивилизованные условия для наших болельщиков, чтобы они просто не пили эту же бутылку пива в подворотне где-то возле стадиона. Сейчас запущен эксперимент по возможности продажи алкогольной продукции в Москве. Речь о пиве и вине. На основании этого эксперимента комитет, коллеги депутаты, а также правоохранительные органы будут возвращаться к этому вопросу, чтобы формировать закон, исходя из того, что мы увидим. Я сложно представляю себе, чтобы болельщик выпил на стадионе 5 литров пива и ввел себя в непонятное состояние. Пиво — это не тот напиток, из-за которого люди теряют разум.

Роман Терюшков, Член комитета Госдумы по физической культуре и спорту

В Российском футбольном союзе тоже положительно смотрят на перспективы продажи пива на аренах.

Мы прекрасно понимаем, что в субботу, когда у человека есть желание выпить слабоалкогольный напиток, а на стадионе человек это не может сделать, то он будет это делать где-то вне стадиона и будет проводить меньше времени на стадионе. Это очень важный источник дохода как для лиг, так и для клубов.

Александр Дюков, Президент РФС

Какие аргументы против?

Аргументы оппонентов за двадцать лет не изменились. Алкоголь усугубляет агрессивный настрой фанатов и провоцирует беспорядки и другие преступления. Против пива на стадионах открыто выступали Минздрав, Роспотребнадзор и МВД.

Продажа напитка не соответствует проводимой государством политике, направленной против алкоголизации населения, и ставит под угрозу достигнутые за последние годы результаты.

У меня по этому поводу позиция неоднозначная. Многие будут против возвращения пива на стадионы, потому что считают, что нация спаивается. Болельщикам и бизнесменам это выгодно, и они хотят алкоголь на аренах. Возможно, будет пиво на каких-то определенных соревнованиях, а где-то будут ограничения.

Светлана Журова, Депутат Госдумы РФ

Противники алкоголя на трибунах считают, что главы клубов и чиновники не ощутят негативных последствий от возвращения пива, потому что они не будут сидеть на трибунах рядом с подвыпившими болельщики.

Федун на стадионе где сидит? В VIP-ложе. Ему легко рассуждать. Он придет на любой стадион на своих условиях, потому что у него есть финансовые возможности. Я советую ему посидеть на футболе с обычными болельщиками, а еще взять с собой детей. Раздать пиво всем и посмотреть футбол. Чтобы понять, каково это.

Султан Хамзаев, Лидер всероссийского движения «Трезвая Россия»

━━━━━

Алексей Сыровежкин