Thomas Cristofoletti/Ruom/Unearthed
Thomas Cristofoletti/Ruom/Unearthed

Рабы современности: Nike и Reebok оказались в эпицентре экоскандала. Что произошло?

В отсутствие законодательного надзора многие бренды берут на себя публичные обязательства и стараются улучшить условия труда. Но насколько они придерживаются их?

В период с декабря 2021-го по январь 2022 года издание Unearthed обнаружило отходы мировых брендов в нескольких печах, разбросанных по юго-восточной провинции Камбоджи. Во время полевых поездок журналисты стали свидетелями того, как рабочие использовали мешки с одеждой Nike, Ralph Lauren, Michael Kors, Reebok, Next, Diesel и Clarks в качестве топлива для печей. Это подвергало сотрудников воздействию токсичных паров. Рассказываем, кто ответственен за происходящее, почему рабочих держат в неволе и как отреагировали на опубликованное расследование представители брендов.

В чем предположительно провинились бренды?

Официально швейные и обувные фабрики утилизируют текстильные отходы на свалке через лицензированные компании. Тем не менее нерегулируемая промышленность означает, что часть из них попадает в печи.

Журналисты выяснили, что для производства кирпича рабочие вручную перемещали глиняные плиты в печи, где они обжигались в течение нескольких дней при температуре 650°C. Чтобы поддерживать такое тепло, печи должны гореть без остановки. В то время как костры в основном разжигаются дровами, исследование, проведенное в 2020 году местным профсоюзом и Royal Holloway, показало, что 23 из 465 печей сжигали отходы одежды. Более 10 тыс. человек жили и спали буквально напротив токсичного огня.

Сжигание швейных отходов, которые содержат токсичные химические вещества, провоцирует клубы черного удушливого дыма и представляет опасность для здоровья. Последствия включают кашель, простуду, грипп, носовые кровотечения и воспаление легких в краткосрочной и долгосрочной перспективе. Это также усугубляет углеродный след, несмотря на обязательства производителей по сокращению выбросов.

Unearthed
Unearthed

Сжигание акриловой одежды, особенно в сочетании с пакетами, вешалками, резиной и другими отходами, как это происходит в Камбодже, приводит к выбросу пластиковых микроволокон и других токсичных веществ в окружающую среду.

В 2021 году чиновники Министерства охраны окружающей среды дали указание владельцам печей прекратить сжигание швейных отходов. Но на сегодняшний день никого так и не привлекли к ответственности.

Как отреагировали на обвинения бренды?

По их словам, сжигание отходов таким образом противоречит принятым протоколам, а все претензии будут тщательно расследованы.

Представитель Clarks заявил: «Мы считаем, что выявили потенциальный источник. Наше текущее расследование привело к выводу, что отходы [...] с соответствующих камбоджийских заводов были переданы одобренной правительством компании по утилизации».

Представитель Michael Kors добавил, что «мы стремимся производить нашу продукцию экологически ответственным образом и сотрудничать с поставщиками для сокращения выбросов».

Представитель Next ответил, что «в соответствии с пунктом 8.5 Стандартных условий закупки поставщики не могут распоряжаться бракованными, избыточными, образцами или отмененными запасами», и «похоже, это нарушение произошло из-за того, что поставщики в Камбодже не придерживаются этой политики».

OTB Group, материнская организация Diesel, пояснила, что уже начала углубленную внутреннюю проверку, чтобы лучше проверить ситуацию с бывшими поставщиками, поскольку в настоящее время бренд больше не производит одежду в Камбодже.

Authentic Brands Group, которая завершила сделку по приобретению Reebok у Adidas, заявила, что «ничего не знает о сжигании продуктов Reebok в Камбодже. [...] ABG не одобряет утилизацию швейных отходов в кирпичных печах».

Как выглядит современное рабство?

Кирпичный сектор, который подпитывал строительный бум в стране до пандемии COVID-19, стал печально известен нарушениями прав человека: по данным Международной организации труда, половина всех жертв принудительного труда оказались в ловушке долговой кабалы. По оценкам, в 2016 году к нему были привлечены 16 млн человек во всем мире.

Многие работники печей — бывшие фермеры, которые взяли микрофинансовые кредиты для покрытия расходов на сельское хозяйство и чьи урожаи пропали из-за непредсказуемых погодных условий, вызванных изменением климата.

Люди оказались без дохода. У них не было другого выбора, кроме как попытаться консолидировать эти долги, фактически продав их владельцу печей.

Unearthed
Unearthed

Для фермеров, у которых существует мало вариантов трудоустройства, ссуды, предлагаемые владельцами печей, кажутся разумными, поскольку они беспроцентные. Но часто целые семьи годами оказываются в ловушке долговой кабалы из поколения в поколение, когда дети берут на себя долг родителей после смерти близких.

По словам опрошенных владельцев и рабочих, экономический спад привел к сокращению заказов на кирпич и снижению цен, что вынудило некоторые предприятия сжигать швейные и текстильные отходы, чтобы выжить. Их точное количество остается неизвестным.

Что мировые бренды заявляют о целях устойчивого развития?

Некоторые бренды, чьи этикетки, ткани и отходы обуви были обнаружены в печах для сжигания, ранее поставили перед собой амбициозные цели в области социальной и экологической устойчивости.

«Наш приоритет — ноль отходов, и точка», — говорится на сайте Nike, а в стандартах руководства уточняется: «Примеры включают запрет на открытый выброс в землю или воду и неправильную утилизацию». Nike требует от поставщиков подтвердить, что они применяют методы ответственного управления.

У Ralph Lauren, Michael Kors, Reebok, Next, Clarks и Diesel также есть кодексы поведения для поставщиков, которые как минимум требуют от камбоджийских заводов соблюдения местных законов об охране окружающей среды и утилизации отходов в соответствии с применимыми нормами.

Бренды могут брать на себя довольно широкие обязательства, потому что не существует какой-либо правовой базы или надзорного органа, который мог бы привлечь их к ответственности за то, что происходит в цепочке поставок.

Вдобавок большинство модных брендов, производящих одежду и обувь в Камбодже, не присутствуют в стране физически. Это затрудняет полноценный надзор. Компании могут утверждать то, что хотят, и единственное, что может определить, как дела идут на самом деле, — это независимая отчетность.

━━━━━

Анастасия Дегтярева