Вячеслав Прокофьев/ТАСС
Вячеслав Прокофьев/ТАСС

От автосервисов до инвесткомпаний. Насколько велика бизнес-империя Тимати?

Рэперу принадлежат сети барбершопов и автосервисов. Артист недавно выкупил активы Starbucks и хочет заниматься венчурными инвестициями

То, что в 2020 году Тимати (Тимур Юнусов) покинул холдинг Black Star, не помешало ему в 2021-м занять 4-е место в рейтинге богатейших звезд спорта и шоу-бизнеса Forbes. Богатство рэперу принесли не только кальянные шлягеры и бесконечная реклама спиртного, лекарств или российской столицы, но и его многочисленные бизнес-проекты. Новым пополнением в империи Тимати стали активы ушедшего из РФ Starbucks. Рассказываем, какой еще бизнес ведет Тимати и что он планирует делать на кофейном рынке.

Венчуринг и тату-салоны

После разрыва с Black Star Тимати перестал управлять не только лейблом, но и фирмами одежды Black Star Wear, музыкальной компанией Make It Music и сетью компьютерных клубов. Тем не менее Юнусов сохранил долю в Black Star Burger и картинг-площадках в Москве. Кроме того, рэперу отошла сеть салонов красоты (они же барбершопы и тату-салоны), которую он переименовал в 13 by Timati, а также сеть компаний по уходу за автомобилем 13 Detailing & Car Wash.

Еще Тимати успел заявить о себе как о крупном инвесторе. Ему принадлежат 40% акций компании Banger, которая продает табак для кальянов. Артист планировал выходить с этим брендом на зарубежные рынки уже в 2022-м, но дальнейшая судьба этих планов пока неизвестна. А осенью 2020-го Тимати открыл компанию «Ракета инвест», чтобы заниматься венчурным инвестированием. Артист допускал, что венчурное направление станет ключевым для его бизнеса в ближайшие годы.

В предпринимательской деятельности Тимати вдохновляется Илоном Маском. Артист восхищается тем, как американский миллиардер создает ажиотажный спрос на любые сумасбродные идеи с помощью инструментов шоу-бизнеса. «Он не зависит от партнеров и легко экспериментирует: захотел — сделал огнемет, захотел — сделал текилу. И никакое собрание акционеров не мешает его творчеству и бизнесу», — описывает кумира Тимати.

Беды с налоговой и неудачи в США

Предпринимательский путь оказался тернистым для Тимати. Еще управляя Black Star Wear, Тимати набрал миллионы рублей долгов, потому что не платил налогов. Уже в 2018-м задолженность компании по налогам превысила 1 млн руб., а в в 2019-м — 5 млн. А в 2021 году налоговая взыскала с компании Юнусова «Юни Премиум» еще почти 340 тыс. руб.

Ресторанный бизнес артиста тоже не всегда шел гладко. Из-за убытков некоторые рестораны сети закрывались, едва открывшись. А сотрудники Black Star Burger рассказывали об антисанитарии, задержках зарплат и «адских» условиях труда: на обед сотрудникам отводилось по 15 минут, а депримировать их могли за минимальное опоздание, использование смартфона или критику в соцсетях.

Бургерным от Тимати, как и его песням, не удалось покорить мировой рынок. В 2019 году в Лос-Анджеле с помпой открылся первый в США Black Star Burger. Полакомиться российскими котлетами пришел даже Джастин Бибер с супругой (по слухам, звездный гость обошелся Тимати в миллионы долларов).

Однако в июле 2022 года оказалось, что ресторан пустует, а здание выставлено на продажу. Чуть позже один из бывших соратников Тимати Павел Курьянов написал в Telegram эмоциональный пост в котором объяснил скоропостижное закрытие ресторана: «Топовый район, где мы открылись, умер из-за растущей бомжатины в США, из-за короны и тучи всякой [ерунды]». По его словам, потери Black Star от несбывшейся американской мечты составили $2 млн.

Открытие Starbucks от Тимати откладывается

О покупке сети кофеен Тимати объявил в конце июля. Как и ожидалось, управлять сетью он будет вместе с ресторатором Антоном Пинским. Рэпер планировал открыть первые кофейни уже в августе 2022-го.

Тимати пообещал не проводить «чудовищных ребрендингов» (вероятно, намекая на наследника McDonald’s «Вкусно — и точка») и запустил конкурс на лучший дизайн и название для нового «сто процентов российского» бренда, посулив щедрое вознаграждение. «Мы не разочаруем многомиллионную армию любителей кофе», — утверждает артист.

Однако на деле все оказывается не так гладко. Сообщается, что по прошествии почти половины августа сеть все еще не готова к открытию. Здания ремонтируются, новым владельцам приходится разрабатывать все рецепты заново (Starbucks продал им только договоры на аренду, мебель и оборудование), и даже название для новой сети так и не выбрали. Логотипом кофеен может стать «лего-мишка» — по сведениям журналистов, именно его Юнусов зарегистрировал в Роспатенте еще 26 июля.

В общем, открытия сети кофеен от Тимати придется подождать. А пока «на чилле, на расслабоне».

━━━━━

Степан Липатов