EPA/ТАСС
EPA/ТАСС

Год назад «Талибан» захватил власть в Афганистане. Что происходит в стране сейчас?

Приход талибов к власти не приблизил Афганистан к концу кризиса. Война, разруха и голод остаются частью его жизни

15 августа 2021 года движение «Талибан» (запрещено в РФ) вошло в Кабул, объявив о захвате власти в Афганистане. Встав у руля, радикалы обещали навести в стране порядок и восстановить ее после полувека разрушительной гражданской войны. Однако результаты их правления пока оставляют желать лучшего. Рассказываем, как живет Афганистан при талибах.

В стране продолжается война

«Талибан» сумел завершить активную фазу боевых действий на большей части территории Афганистана. Однако говорить о стабилизации в стране можно только с большой натяжкой — правлению радикалов продолжают бросать вызов сторонники республики, террористы и местные полевые командиры.

Главным соперником талибов остается Фронт национального сопротивления Афганистана (ФНСА) под руководством Ахмада Масуда — он все еще действует из Панджшера, несмотря на заявления талибов о взятии провинции в сентября прошлого года. За это время ФНСА и лояльные ему группировки смогли наладить поставки оружия из-за рубежа и расширить зоны операций на другие провинции вроде Бадахшана и Балха. С мая столкновения между фронтом и талибами усилились, хотя нынешние власти страны пытаются замалчивать проблему Панджшера.

На поверхность пробиваются и этнические конфликты. В июне в провинции Мазари-Шариф появилась вооруженная группировка тюркских народов под названием «Южный Туркестан». Тогда же уезд Балхаб в провинции Сари-Пуль стал центром восстания шиитов-харазейцев — мятеж возглавил полевой командир «Талибана» Мехди Муджахид, обвинивший бывших соратников в геноциде его народа. Отряд Муджахида насчитывал 200 человек, однако талибы не смогли отбить уезд с наскока и взяли его в осаду, которая длится до сих пор.

Не менее серьезную угрозу «Талибану» представляет афганский филиал ИГИЛ «Вилаят Хорасан» (он же ИГИЛ-К — организация запрещена в России). С момента ухода США террористы заметно окрепли: их численность выросла с 2 до 6 тыс. человек, а область активности раскинулась на 13 провинций. Жертвами терактов ИГИЛ-К становятся национальные и религиозные меньшинства, а также деятели «Талибана», выступающие против их идеологии.

Действия террористов сильнее всего сказывается на мирных жителях. По данным организации, за прошедший год в стране пострадали 2 тыс. людей — 700 убили, еще 1400 были ранены.

Обещания талибов остались обещаниями

В августе 2021 года новые власти Афганистана взяли на себя обязательство создать инклюзивное правительство, разорвать связи с террористическими организациями, прекратить производство наркотиков и гарантировать исполнение прав человека.

Год спустя можно констатировать, что все эти обещания остаются только на бумаге. В октябре талибы заявили о формировании «инклюзивного правительства», но оно по-прежнему состоит исключительно из их представителей. Вместо обещанной амнистии в стране началась охота на представителей бывшего режима — по состоянию на 15 июня ООН насчитала 160 случаев внесудебных казней, 178 произвольных арестов, 23 заключения с лишением права на переписку и 56 случаев пыток экс-военных и чиновников.

Жизнь женщин также заметно осложнилась. Им запретили появляться на публике с непокрытыми лицом и телом и рекомендовали вообще не выходить на улицу без крайней необходимости, что ограничило их возможность работать. В марте талибы открыли школы для девочек, правда уже через несколько часов указ отменили, сославшись на отсутствие учебных программ и нехватку преподавателей. Девочки до сих пор не могут получать полноценное образование.

AP/ТАСС
AP/ТАСС

Аналогичным образом обстоят дела с обещаниями не иметь дела с террористическими организациями. В августе США ликвидировали лидера «Аль-Каиды» (запрещена в РФ) Аймана Захавири, которому талибы позволяли беспрепятственно жить в элитном районе Кабула.

Одно обещание «Талибан» все же выполнил. В апреле движение полностью запретило выращивать в стране опиумный мак. Однако полностью искоренить его производство пока не удалось — у талибов попросту нет рычагов давления на крестьян, которые долгие годы жили за счет производства запрещенных веществ. «В силу этих обстоятельств производство наркотиков в Афганистане продолжается и даже растет», — констатирует спецпредставитель президента РФ по Афганистану Замир Кабулов.

Экономика Афганистана остается в кризисе

Приход «Талибов» к власти ознаменовался обострением фискального и гуманитарного кризиса в Афганистане. Экономика страны и раньше не могла похвастаться какими-либо успехами, но после прекращения иностранной помощи и заморозки $9,5 млрд правительственных активов в США она и вовсе оказалась на грани коллапса.

За прошедший год многие предприятия были вынуждены закрыться, система социальной помощи почти перестала работать, а цены на товары первой необходимости взлетели на 50%. В этом году ситуация усугубилась еще больше из-за засухи.

Отчеты международных организаций рисуют удручающую картину. Программа развития ООН считает, что в этом году за чертой бедности могут оказаться 97% афганцев. При этом 70% афганских домохозяйств уже не могут удовлетворить базовые потребности, что на 35% выше, чем в мае прошлого года. По оценкам Всемирной продовольственной программы ООН, почти 20 млн афганцев испытывают острую нехватку продовольствия. 90% населения страны так или иначе имели проблемы с едой. Свыше миллиона детей в возрасте до 5 лет хронически недоедают.

AP/ТАСС
AP/ТАСС

Надежд на то, что «Талибан» удержит экономическую ситуацию под контролем, почти нет. «Большинство образованных и квалифицированных афганцев, работавших в министерстве, покинули страну, а "Талибан" привел туда своих людей, у которых нет нужных навыков и даже образования, — сказал экс-работник афганского минфина радиостанции Voice of America (признана иноагентом в РФ). — талибы думают, что могут управлять страной самостоятельно, так же как и в 1990-е гг».

Ситуацию мог бы спасти импорт, но банковская система Афганистана находится под санкциями и испытывает острую нехватку валюты. В результате предприниматели не могут расплатиться за зарубежные товары. Несмотря на это, США и их союзники не спешили облегчать жизнь Афганистану. А с эскалацией украинского кризиса они и вовсе отложили эту тему в долгий ящик.

«Усиливающийся кризис со здравоохранением и голодом в Афганистане произрастает из банковского кризиса, — считает представитель организации Human Rights Watch Джон Сифтон. — Вне зависимости от статуса "Талибана" и доверия к нему со стороны иностранных правительств международные экономические ограничения по-прежнему ведут страну к катастрофе и вредят афганскому народу».

━━━━━

Виталий Рюмшин