В России второго пилота в самолетах могут заменить на виртуального. Это безопасно?
В большинстве случаев все, что мы знаем о пилотах, — это имя и голос, периодически доносящийся из динамика. Мы доверяем безопасность экспертам, которые работают парами и заставляют сложное оборудование исправно функционировать. К 2024 году Минпромторг России планирует создать для самолетов интеллектуального «виртуального второго пилота». Разбираемся в подробностях и выясняем насколько это безопасно.
Что планирует Минпромторг?
Переход к одному пилоту в самолетах станет возможным в 2030-х годах. По мнению министерства промышленности и торговли, это снизит стоимость эксплуатации воздушного судна (ВС). Развитие технологии позволит повысить эффективность работы гибридных силовых установок и улучшить массо-габаритные характеристики.
В целях оптимизации характеристик самолетов также планируются провести исследования, развивающие технологии. Среди них — механизация крыльев с адаптацией к меняющимся условиям полета, модернизация шасси, а также технология оценки полетной ситуации и прогнозирования ее развития.
По словам заслуженного пилота России Вадима Базыкина, в теории такая идея возможна и в будущем может быть реализована, однако заявления вызвали у него улыбку:
«Минпромторг немножко лукавит, понимает, что у него за последние 10-15 лет нет ни одной победы. Не верю людям без заслуг в прошлом и достоинств в настоящем, но, конечно, этим нужно заниматься, просто к этому надо относиться с улыбкой».
Вдобавок он отметил, что у российских ученых уже есть наработки в сфере компьютерного управления самолетами, и привел в качестве примера советский проект «Буран»: аппарат полетел без вмешательства человека, став, по сути, суперсамолетом.
Почему в самолете обязательно должно быть два пилота?
Технически пилот может управлять воздушным судном один. Командир несет ответственность за все, что происходит в полете: принятие важных командных решений, руководство командой экипажа, управление чрезвычайными ситуациями и работу с особо проблемными пассажирами. Он также программирует автопилот и направляет самолет по маршруту. Однако другой пилот облегчает работу первого: поддерживает общение с авиадиспетчерской службой, следит за двигателями и другими параметрами, а также перепроверяет все действия командира.
Основная причина наличия двух экспертов на каждом рейсе — безопасность: если что-то случится с капитаном корабля, кто-то должен быть рядом. Пилоты и бортпроводники обучены справляться с многочисленными ситуациями, независимо от того, сталкивались ли они с ними прежде или нет.
Несмотря на то, что самолеты оборудованы системами автопилота, которые довольно активно используются во время полета, посадка и взлет по-прежнему выполняются вручную. Автоматическая посадка существует — и это действительно впечатляющая технология, — но обычно ее используют только в условиях очень плохой видимости. Как уточняют летчики, «полоса может быть с горочкой или впадиной, а автопилот это не улавливает, не исключена очень жесткая посадка вплоть до слома шасси. Плюс встречный и боковой ветер — нужно повернуть штурвал вправо или влево, чтобы самолет не съехал с полосы».
Вдобавок случаи, когда пилот плохо себя чувствует и поэтому перестает исполнять обязанности, происходят нечасто. Исследование, проведенное Австралийским советом по безопасности на транспорте, показало, что в период 2010-2014 гг. в среднем регистрировалось только 23 таких случая в год (один на каждые 34 тыс. рейсов). Половина из них была связана с желудочно-кишечными заболеваниями.
Наличие двух экспертов в кабине не устаревшая практика. Даже с учетом сложных технологий, которыми оснащены самолеты, еще один обученный человек рядом поможет справиться с опасной ситуацией. Но когда-нибудь самолет сможет самостоятельно перевозить пассажиров, которые будут всецело доверять искусственному интеллекту. Мы с нетерпением ждем этого.
━━━━━
Анастасия Дегтярева