EPA/ТАСС
EPA/ТАСС

Символ крушения коммунизма: как Врубель написал «Братский поцелуй» на Берлинской стене

Граффити стало по-настоящему культовым, несмотря на то, что саму фотографию с поцелуем Брежнева и Хонеккера художник считал омерзительной

14 августа в возрасте 62 лет скончался российский художник Дмитрий Врубель. По словам его жены Виктории Тимофеевой, причиной смерти стали последствия коронавируса. Самая известная работа Врубеля — «Господи, помоги мне выжить среди этой смертной любви», или «Братский поцелуй» была создана на фрагменте Берлинской стены в 1990 году. На граффити художник изобразил поцелуй генерального секретаря ЦК КПСС Леонида Брежнева и руководителя ГДР Эриха Хонеккера. Как случился тот самый поцелуй и почему Врубель решил написать именно его? Разбираемся.

«Тройной Брежнев»

Леонид Ильич Брежнев вошел в историю не только потому, что руководил Советским государством в течение 18 лет, но и благодаря своему необычному способу здороваться с коллегами. За свою политическую карьеру Брежнев умудрился перецеловать большинство первых лиц эпохи, среди которых были Джимми Картер, Броз Тито и многие другие. Считается, что любовь к этой дружелюбной традиции зародилась у генсека после встречи с лидером Палестины Ясиром Арафатом в 1968 году.

При встрече с представителями других государств Брежнев всегда совершал один и тот же ритуал: сначала крепко обнимал, а затем целовал три раза — в левую щеку, в правую и в губы.

Избежать так называемого «Тройного Брежнева» удалось только лишь президенту Румынии Николае Чаушеску, премьер-министру Великобритании Маргарет Тэтчер и президенту Кубы Фиделю Кастро. По слухам, последнему пришлось специально закурить сигару при выходе из самолета и держать ее в зубах на протяжении всей встречи с генсеком (Кастро боялся, что его засмеют на родине).

Несмотря на множество нежных приветствий, самым знаменитым стал поцелуй Брежнева с лидером Восточной Германии Эриком Хонеккером. Произошло это в 1979 году, когда генсек и Хонеккер встретились в Восточной Германии на праздновании 30-летия образования республики. Легендарный снимок, по которому позже Врубель нарисует граффити, сделала журналистка издания Frankfurter Allgemeine Барбара Клемм.

К слову, эта фотография никогда не появилась на свет, если бы не случайность. Западных репортеров на этот праздник социалистов не пускали, однако организаторы по ошибке пригласили журналистов не из Франкфурта-на-Одере (ГДР), а из Франкфурта-на-Майне — города ФРГ. На следующий день снимок был опубликован и стал символом дружбы СССР и ГДР.

Врубель считал фотографию омерзительной, но все же написал картину

Спустя десять лет Берлинская стена рухнула, но у Врубеля не было и мысли ехать в Берлин и писать картину. Все изменилось, когда его в Москве посетила знакомая из Парижа. Девушка привезла Врубелю знаменитую фотографию и сказала, что он обязан нарисовать ее. Поначалу автор считал ее «омерзительной», но позже все-таки увидел в ней потенциал.

Поэт и товарищ художника Дмитрий Пригов тогда отметил, что «хорошо бы ее на Берлинскую стену». Удивительно, но некоторое время спустя в квартирную галерею художника пришел Александр Бродовский, который искал художников для выставки современного советского авангарда в ГДР. Они все обсудили, и Врубеля пригласили в Берлин, где его ждала та самая стена.

В 1990-м художник написал работу на восточной стороне Берлинской стены (до падения граффити были только на западной). Сначала художник пытался получить разрешение у властей честным образом, но в Минобороны ГДР ему отказали и Врубелю пришлось купить его через знакомую шотландку. По условиям полулегального контракта Врубель отказался от всех прав на произведение.

И граффити стало культовым

В то время на Берлинской стене рисовали многие художники (и не только), но культовым стало граффити Врубеля — изображение поцелуя Брежнева и Хонеккера было отражением перелома в обществе и символом падения стены.

«Я хотел рисовать именно на Берлинской стене и именно поцелуй Брежнева и Хонеккера. В этой работе один немец, другой русский, и Берлинская стена о том же самом, но наоборот: здесь — полная любовь, а Берлинская стена разъединяет два мира — точное попадание», — вспоминал Врубель.

DPA/ТАСС
DPA/ТАСС

Целующиеся Брежнев и Хонеккер стали достопримечательностью и олицетворением крушения коммунистических государств, но сам Врубель неожиданно открыл и другой смысл картины. В 1988 году у него был роман с девушкой из американского посольства. Тогда было время шпионских скандалов, поэтому влюбленных постоянно сопровождали сотрудники ФБР, которые просили подругу Врубеля писать отчеты о встрече с русским художником. В итоге девушка уехала в Сиэтл, а Врубель оказался в Берлине — о своей трудной любви он решил рассказать языком политики.

В 2009 году «Братский поцелуй» был стерт в рамках реставрации стены к 20-летнему юбилею ее сноса. На это обратил внимание сам художник, и, придя в «жуткое состояние», заявил об этом в местные газеты. Немцы были не меньше автора расстроены потерей части истории города, и в итоге Врубеля пригласили отреставрировать картину. Сегодня работа художника не утратила своей популярности и имеет колоссальный коммерческий успех — ее переносят на одежду и печатают на блокнотах, а туристы в Берлине первым делом идут фотографироваться именно с граффити Врубеля.

━━━━━

Никита Прунков