Артем Геодакян/ТАСС
Артем Геодакян/ТАСС

«Я здесь новичок. Спокойно принимаю законы игры»: интервью Василия Уткина о Медиалиге

Президент «Эгриси» рассказал о новичках, трэш-токе на конференциях и своей мечте

В июле на «ВТБ Арене» прошел финал Медийной футбольной лиги (МФЛ). Блогерский клуб 2Drots завоевал трофей и вместе с «Амкалом» получил приглашение на участие в Кубке России. Во втором сезоне Медиалиги выступит «Эгриси» — команда Василия Уткина, которая играет в Северо-Восточной Любительской лиге (ЛФЛ).

Редакция «НА СПОРТЕ» поговорила с Уткиным и узнала:

• Зачем ему и его клубу нужна Медиалига

• Почему медиафутбола на самом деле не существует

• Каким образом «Эгриси» повлиял на создание «Амкала»

• Какие футболисты усилили команду перед стартом МФЛ

• Как Василий отреагировал на трэш-ток от Райзена и Егорова

• Чем МФЛ лучше РПЛ

• О чем он мечтает

— Зачем «Эгриси» нужна Медиалига? Вам интересно попробовать свои силы в футболе 11х11 или есть другие цели?

— Мне кажется, что мы очень увлечены игрой в ЛФЛ, игрой 8х8. Всегда хочется чего-то нового. Как бы не было интересно то, чем ты занимаешься на протяжении 4-5 лет, это приедается. У нас не было собрания с голосованием. Все началось с разговоров о том, что ребята хотели бы поиграть в Медиалиге. В принципе, у нас и раньше были предложения сыграть какой-то товарняк на большом поле 11х11. По разным причинам это не состоялось.

В конце концов мы решили, что ввяжемся в этот проект. Должен прямо сказать, что мы продолжаем играть в нашем турнире 8х8 и никаких приоритетов между двумя этими соревнованиями не ставим. Для нас важны оба в равной степени.

— Несколько лет назад вы играли против команды Картавого Ника. Думали ли тогда, что медиафутбол достигнет таких масштабов?

— Что такое медиафутбол? Я не знаю такого понятия. Знаю, что есть футбол и есть Медиалига. А медиафутбол — это надуманное понятие. Я очень уважаю тех, кто играет в МФЛ, но есть футбол и нефутбол. Вот и все. Мы играем в футбол. Я с 1994 года, когда стал ведущим программы «Футбольный клуб», в конце передачи говорил «играйте в футбол», пока это всем не надоело. Не в медиафутбол, не в футбол 11х11 и не 8х8, а просто в футбол. Может быть, вы скорректируете этот вопрос?

— Вы могли представить, что появится лига, которая будет отличаться от ЛФЛ тем, что в ней играют больше медийных и узнаваемых личностей?

— Мне кажется, об этом невозможно было думать. К тому моменту YouTube еще по-настоящему не взорвался русскоговорящим контентом. Это было до того, как Юра Дудь (признан СМИ-иноагентом) запустил свое шоу. Тогда мы думали о том, что это может быть интересно. И мы кайфовали от того, что есть интерес к тому, что мы делаем.

Не знаю, насколько это правда, но мне Нечай рассказывал, что они пришли на игру на «Сапсане» в Москве, которую мы организовывали с Картавым Ником, и тогда решили сделать «Амкал». Не потому ли сейчас МКС играют на «Сапсане»? А Герман был у нас на первом отборе в «Эгриси» и не прошел.

— По футбольным причинам?

— Конечно. Я не вижу в этом никакого уничижения. Не вкладываю в это отрицательный смысл вообще. Просто не прошел и все. У нас были более качественные игроки.

— Как «Эгриси» будет усиливаться под Медиалигу? Будете искать в состав известных нефутбольных персонажей, как Плющенко в «Броуках»?

— У нас сейчас в заявке нет людей, которые попадают под это описание. Возможно, они появятся. Я разговаривал об этом со своими приятелями. Поскольку этот вопрос нерешенный, я не готов называть имена. Мы будем укрепляться. У нас будет 2-3 игрока, которые, играя в МФЛ, не будут выступать в турнирах 8х8 за «Эгриси» или нашу вторую команду «Эгриси Москва».

Мы проводим трансферное окно. В частности я могу сказать, что мы укрепились очень крепким и опытным футболистом, который к нам не перейдет в ЛФЛ. Это Дамир Курамшин. Думаю, он будет проходить у нас как профессионал, поскольку играет в вышке ЛФЛ. И кроме того, мы укрепились бомбардиром Артемием Пономаревым. Упаси вас Господь называть его Артемом. Он Артемий, и для него это очень важно. Мы заявляем его на оба турнира — 8х8 на Северо-Востоке и МФЛ. Нам был нужен бомбардир, а Артемий Пономарев — очень сильный нападающий. У меня и нашего тренера Антона Попова есть стойкое убеждение, что мы наигрываем на большее количество голов, чем забиваем. Антон смотрит на это с чисто футбольной точки зрения, а я с администрационной. Нам был нужен забивала.

У нас будет еще одно укрепление, но я думаю, что вам ничего не скажет имя нашего новичка. Это нормальный процесс. Отличный парень, думаю, что он нам поможет. Вы его не знаете, и в ЛФЛ он тоже пока не является величиной. Надеюсь, временно. Скажем так, мы приобретаем мистера Х.

— На конференции вы говорили, что хотели перехватить одного игрока «Броуков», но не получилось. Пытались связаться с футболистами из других команд МФЛ — «НА СПОРТЕ» или «Амкала»?

— Нет, не пытался. У нас был конкретный футболист, который нас интересовал. Мы с ним встретились и поговорили. Парень очень славный, молодой. Я бы даже сказал, что мне очень понравилось, как он верен своей команде. Вот и все. Счастлив, что, наверное, скупые «Броуки» после этого подняли ему какие-то условия, потому что он точно отличный футболист и хороший парень.

— Какие у вас впечатления после первой конференции? Ожидали таких набросов от Райзена и Егорова?

— Я примерно знал, как проходят конференции. Не готовился ни к чему конкретному. Но послушайте, вы разговариваете с человеком, который бывал в гораздо более серьезных перепалках. С одной стороны, меня это удивило. Я думал, что на пресс-конференциях задают вопрос, чтобы услышать ответ. А здесь есть большое количество людей, которые спрашивают, чтобы все услышали их вопрос, ответ им неинтересен. И это несколько обесценивает ответ. Чтобы ты не сказал, иногда человек не будет тебя слушать и будет талдычить о своем.

Видимо, это законы игры. Спокойно их принимаю. Я здесь новичок. Как мишень с точки зрения размеров я представляю наиболее простую цель. Очень хорошо. Я готов, мне это несложно.

— А игроки «Эгриси» готовы к трэш-току и прогреву матчей? Наверняка Райзен или T-Killah будут провоцировать их. Сможет ли Струнин или другой футболист ответить им?

— Послушайте, у нас две команды в ЛФЛ, которые составляют коллектив под названием «Эгриси». Я думаю, что мы найдем людей, которые в состоянии ответить. И их у нас немало.

— Как вы относитесь к тезису «медийный футбол скоро обгонит РПЛ по интересу аудитории»?

— Сейчас это несложно, ведь там нет Fan ID.

— Чем еще медийный футбол лучше РПЛ?

— Я уже говорил вам, что не понимаю смысла понятия «медийный футбол». Давайте говорить о Медиалиге. Футбол — это футбол.

— Тогда чем МФЛ прямо сейчас лучше РПЛ, кроме Fan ID?

— Сейчас в нашем обществе и в частности футбольном обществе большое количество ограничений, масса из них — на контакт за пределами клуба. Нужно обязательно согласовывать интервью с пресс-службой и много другого. Здесь такого нет. Я думаю, что это работает на нормальную популярность, но само по себе не является долгоиграющим эффектом.

Необходимо становиться структурой. Нужно быть готовым, что в какой-то момент может быть спад интереса. Это все риски. Как бы то ни было, люди хотят смотреть в первую очередь качественный футбол. Медиалига вполне может выйти на этот уровень. Но одним хайпом здесь не обойтись. Думаю, что организаторы МФЛ все это прекрасно понимают.

— Как относитесь к тому, что команды МФЛ и МКС участвуют в Кубке России?

— Это вообще прекрасно. Почему нет? Это настолько прекрасно, что я не понимаю, как это возможно. Я не убежден в том, что у клубов есть юридическое лицо, контракты игроков. А в профессиональном футболе это важное требование. Футболисты должны иметь медицинскую страховку и так далее.

Очень важно помогать своим футболистам, я это часто делаю. Не хвастаюсь этим, это просто известный факт, который легко проверить — у нас есть масса видеоисторий по этому поводу. Игроки должны иметь какие-то гарантии.

Само по себе начинание мне очень нравится. Я надеюсь, что попадание в Кубок России стимулирует команды из медиапространства более обязательно относиться к своим футболистам, нежели сейчас. Не хочу сказать, что кто-то кого-то кинул, подставил или кто-то получил травму, а его забыли. У меня нет такой информации. Тем не менее наличие медицинской страховки оберегает от таких историй, правильно?

Кроме того, Кубок России — это ведь соревнование, которое проходит под эгидой РФС? А если в команде тренером является человек, который не имеет профессиональной лицензии? А почему в одной команде может быть тренер без нее, а в другой нет? Еще раз говорю: я считаю, что 2Drots и «Амкал» заслужили приглашение на Кубок России. И они, безусловно, приведут какую-то аудиторию по крайней мере на один матч, а дальше как жизнь покажет. Но профессиональный футбол — есть профессиональный футбол, согласитесь. Невозможно нарушать некоторые общепринятые правила. Здесь есть куча деталей, которые меня, человека бумерского, а не зумерского поколения, немного беспокоят.

— Сейчас появляется много футбольных команд, которые называют себя медийными. Нет опасения, что МФЛ повторит судьбу площадок для рэп-баттлов и станет неинтересной из-за переизбытка участников?

— Мне об этом очень сложно судить. Считайте, что я здесь рэпер, которого пригласили на новый сезон. Опасность такая существует всегда. Как с ней справиться — это совершенно другой вопрос. Мне представляется, что у Медиалиги есть своя стратегия. С инициатором МФЛ Николаем Осиповым у нас была ровно одна встреча. Я примерно представляю себе и восхищаюсь тем, что он смог получить бюджет на первый сезон. Убежден, и он сам это не отрицает, что этого бюджета скорее всего не хватило. Полагаю, что если Николай Осипов докладывал свои деньги, то у него есть стратегия развития. Со мной он ей не делился, но он мне представляется человеком достаточно серьезным. Мне интересно, что получится.

В данном случае я представляю участника лиги. Полагаю, что мы, «Эгриси», ничем не рискуем. Мы получим опыт, а футболисты из наших двух команд снова сыграют вместе. Попробуем себя в новой задачи. Я так смотрю на эту историю.

— Как у руководителя «Эгриси» у вас есть мечта или конечная цель?

— Конечно. Мне очень хочется, чтобы ребята из «Эгриси» нашли себя в жизни. Мы вместе примерно пять лет, дату я не отмерял. Соответственно, я вижу, как они взрослеют. Когда мы встретились, кто-то был после армии, кто-то без дела, а кто-то учился в институте. Когда они находят себя каким-то образом, в том числе в нашей компании, мне это очень приятно. В этом вся суть. Я допускаю, что кто-то из них найдет себя в большом футболе. Полагаю, что в нашей команде есть человека три, которые способны играть на уровне Премьер-лиги. Не сейчас, возможно, со временем. Имена я не назову. Может, у них это получится, а может, и нет.

Если ребята найдут себя в жизни посредством того, что они играют футбол, то это будет дополнительным доказательством того, что футбол — не просто развлечение и бизнес, а еще и возможность искать и находить себя. Это какая-то общность, правильно?

Мне идет 51-й год, но совершенно недавно я выяснил: чтобы мне проще решить какую-то проблему, я должен позвонить человеку, который учился со мной вместе в одном институте курсом старше. Именно проще. Тогда мы не были близко знакомы, но мы связались, встретились, я объяснил ему ситуацию, и он понял, что здесь куча формальностей, которые можно пройти быстрее. Он мне помог и ничего за это не просил. Вот футбольная команда — это как мой курс в институте. Потом кто-то кому-то еще поможет. Это общность, общество, в потенциал которого я продолжаю верить. Вот для этого я этим занимаюсь. И конечно, помимо всего прочего у меня есть и эгоистический интерес.

— Какой?

— За последний год я был на футболе РПЛ раза два. Смотрю очень много матчей, телевизионная картинка меня устраивает. Я задумался, почему? Может, я ленюсь? Но при этом я каждую неделю езжу туда, где играет моя команда «Эгриси». Моя — это не форма собственности, а форма принадлежности. Я тоже часть этой команды. Я ей не владею, я ей принадлежу.

Прекрасно понимаю, что те эмоции, которые люди получают на стадионе, я получаю там. А разбираться, находить, что сказать, и анализировать я спокойно могу и по картинке. Что-то не досматриваю, потом в записи включаю. Жесткой потребности посещать матчи у меня нет. Во всяком случае раньше я очень скучал, если я раз в неделю не ходил на футбол на стадион. А сейчас нет. Черт его знает, почему. Может быть, у меня чувства какие-то притупились или я уже старею.

Я живу в районе метро Фрунзенская и поехать в выходной день в Медведково — час дороги в одну сторону, обратно обычно быстрее. Это потеря времени, но без этого я обойтись точно не могу. Хотя там и нет тысяч зрителей, на бровке я испытываю очень серьезные чувства. Это мой эгоистический интерес в проекте «Эгриси».

Читайте другие наши интервью: с Татьяной Тарасовой, Ириной Слуцкой, Александром Мостовым, Сергеем Карякиным, Виктором Гусевым, Романом Нагучевым.

━━━━━

Михаил Целиков