Ун Да-син Вячеслав/ITAR-TASS
Ун Да-син Вячеслав/ITAR-TASS

Топ-5 российских фильмов о спорте, снятых по реальным событиям

Кино о непридуманных победах с драматичным сюжетом

27 августа отмечается День российского кино. За последние десять лет вышло немало фильмов о реальных победах отечественных атлетов. Мы выделили пять работ о чемпионах из разных видов спорта.

«Легенда № 17» (2013)

В фильме Николая Лебедева рассказывается биография Валерия Харламова, начиная с детских лет и заканчивая матчами «Суперсерии СССР — Канада» 1972 года. Хоккеист прошел много испытаний, чтобы закрепиться в основе ЦСКА и национальной команды. Он доказал тренеру Анатолию Тарасову, что достоин играть на самом высоком уровне.

Спортсмен не отличался выдающимися физическими данными и атлетизмом, но он компенсировал это трудолюбием, характером, скоростью, техникой, чтением игры, умением пасовать и импровизировать. Все эти качества позволили ему заслужить статус одного из лучших нападающих в истории отечественного хоккея. В 2005 году Харламова включили в Зал хоккейной славы в Торонто. В активе Валерия два золота Олимпийских игр (1972 и 1976), 8 побед на чемпионатах мира и 11 — в чемпионате СССР в составе ЦСКА.

«Легенда № 17» собрала в отечественном прокате почти 30 млн долларов при бюджете в три раза меньше. В мире она получила еще 16 млн долларов. В фильме были реалистичные хоккейные матчи, глубокая драматургия и актерская игра Олега Меньшикова и Данилы Козловского, для которого эта работа стала главным карьерным прорывом. Кино получило одобрение и высокие оценки от многих российских критиков и изданий.

«Поддубный» (2014)

Михаил Пореченков сыграл Русского Богатыря в фильме Глеба Орлова. В кино показаны тридцать лет жизни именитого борца, который в начале своего пути работал грузчиком при цирке. Затем Поддубный сам стал выходить на арену и бороться с силачами.

В 32-летнем возрасте Иван начал спортивную карьеру. Он шесть раз выиграл чемпионат мира по французской борьбе и заработал мировую известность. И после 50-летнего юбилея Поддубный легко справлялся с более молодыми противниками.

Поддубный отправился в США, где подписал контракт с местными промоутерами. Оказалось, что снять заработанные деньги со счета можно только после определенных условий. Тогда Иван делает все возможное, чтобы вернуться в Россию.

«Движение вверх» (2017)

Фильм посвящен баскетбольному финалу Олимпиады 1972 года в Мюнхене, в котором встретились сборные СССР и США. Критики отмечали высокое качество постановки, реалистичность баскетбольных матчей и актерскую игру.

В центре сюжета становление и подготовка советской команды во главе с тренером Владимиром Гаранжиным к Играм в Мюнхене и тому самому историческому матчу. Вплоть до того дня баскетбольная сборная США не уступила на олимпийских турнирах ни одного матча за всю историю. СССР захватил инициативу с первых минут и лидировал почти всю встречу, однако за три секунды до конца основного времени американцы отыгрались и вышли вперед со счетом 50:49.

Советская сборная должна была ввести мяч в игру от своего кольца — это пришлось сделать трижды, из-за чего концовка сильно затянулась и превратилась в настоящий триллер. Первая переигровка была вызвана тем, что команде Гаранжина по ошибке не дали тайм-аут, а вторая — тем, что сирена прозвучала слишком рано. Матч удалось доиграть лишь с третьей попытки. Как все происходило дальше, мы рассказывать не будем.

«Белый снег» (2021)

Николай Хомерики снял драму о Елене Вяльбе — одной из самых титулованных лыжниц в истории. Простая девочка из бедной магаданской семьи прошла путь до 3-кратной олимпийской чемпионки и 14-кратной победительницы первенства планеты. Вершина ее карьеры пришлась на чемпионат мира 1997 года в норвежском Тронхейме, когда она стала абсолютной чемпионкой, победив во всех пяти гонках. Именно тому турниру уделена большая часть картины.

За те семь дней Елена вспоминает всю свою жизнь, проходит ряд испытаний и выходит триумфатором. В спринтерской гонке на 5 км Вяльбе показала второй результат, однако через три дня другая россиянка Любовь Егорова была дисквалифицирована за применение допинга. Особенно острой по накалу получилась гонка преследования на 10 км, когда только фотофиниш определил победу Вяльбе в борьбе с итальянкой Стефанией Бельмондо. Также россиянка была первой в эстафете, гонке на 15 км и марафоне на 30 км классическим стилем.

Для более реалистичного погружения в атмосферу лыжных гонок по ходу съемок была разработана уникальная система стабилизации камеры. Специально для этого фильма исполнительница главной роли Ольга Лерман прошла серьезную лыжную подготовку, чтобы смотреться в кадре максимально естественно. Актриса отмечала, что после прочтения сценария поняла, что это потрясающая история про сильную женщину, которую будет интересно сыграть. Сама Елена Вяльбе высоко оценила проделанную Лерман работу, сказав, что теперь актрису можно считать профессиональной лыжницей.

«Одиннадцать молчаливых мужчин» (2022)

Фильм Алексея Пиманова рассказывает о турне московского «Динамо» по Великобритании в ноябре 1945 года. Действующих чемпионов СССР пригласила Ассоциация футбола Англии через посольство в Лондоне, и те встречи вызвали большой ажиотаж на Британских островах. К съемкам были изготовлены уникальная форма и бутсы, полностью соответствующие экипировке того времени. Прозвище «Одиннадцать молчаливых мужчин в синих пальто» дала местная пресса после встречи команды в аэропорту, поскольку советские игроки не знали английского и не привыкли давать интервью.

Среди спортсменов особого внимания заслуживал футболист ЦДКА Всеволод Бобров. Главный тренер «Динамо» Михаил Якушин взял его в Англию, чтобы усилить свою команду. В начале фильма игрок еще не влился в коллектив, но уже успел подружиться с Константином Бесковым — основным нападающим «бело-голубых». Тем временем в Англии молодая журналистка Эбби спорит со своим начальником о том, что легко заведет роман с известным советским футболистом и напишет об этом сенсационную статью.

«Динамовцы» провели в Великобритании четыре матча — против «Челси», «Кардифф Сити», «Арсенала» и «Рейнджерс». О результатах этих встреч мы тоже умолчим.