Не очень «Крепкий орешек» и распущенный «Форрест Гамп»: экранизации, которые лучше книг
Книжный сервис «ЛитРес» составил рейтинг самых популярных книг, которые были экранизированы за последний год. Любимыми произведениями россиян стали научно-фантастический роман Фрэнка Герберта «Дюна», японский триллер Котаро Исака «Поезд убийц» и серия книг Джулии Куин «Бриджертоны». Существует мнение, что любая адаптация всегда хуже оригинала, однако на деле нередко случается и наоборот (причем настолько, что работа становится влиятельнее первоисточника). Сегодня мы решили вспомнить несколько успешных экранизаций, о литературных оригиналах которых вы могли не слышать. Вперед!
«Крепкий орешек» (фильм, 1998), «Ничто не вечно» (книга, 1979)
Культовый боевик о нью-йоркском детективе Джоне Макклейне (которого сыграл Брюс Уиллис) стал невероятно успешным во многом благодаря образу главного героя. Мужчина средних лет переживает кризис в браке, много пьет и любит поругаться с начальством. Кроме того, он не обладает особыми бойцовскими навыками, находится в весьма средней физической форме, а его главная суперсила — это юмор и смекалка.
Многих это удивит, но тот самый Джон Макклейн — это не плод фантазии авторов фильма, а герой романа Родерика Торпа. В отличие от Макклейна Уиллиса, прототип куда старше и прагматичнее — ему совсем не до юмора, а спасти от террористов нужно не жену, а взрослую дочь. Сама книга пропитана грустью и чувством вины, а в конце для Джона Макклейна все закончится максимально прозаично. В общем, фанатам франшизы настроение произведения может не зайти…
«Крестный отец» (фильм — 1972, книга — 1969)
Фильм Фрэнсиса Форда Копполы по праву считается одним из величайших в истории. Криминальная сага, рассказывающая про италоамериканскую семью Корлеоне, вдохнула новую жизнь в жанр гангстерских картин и точно передала устройство жизни, принципы и ценности мафии. Как результат — одиннадцать номинаций на «Оскар» (из которых фильм победил в трех) и статус нестареющей классики с легендарным кастом (Марлона Брандо, Аль Пачино, Роберт Де Ниро и другие).
Книга Марио Пьюзо обеспечила Копполе отличную сюжетную подоплеку и позволила стать по-настоящему великим режиссером. Тем не менее многие фанаты фильма, которые уж очень любят клишированные фразы об уважении, могли даже и не слышать о первоисточнике. А зря! «Крестный отец» — это тот случай, когда кинодеятелям удалось идеально передать идею и настроение литературного первоисточника и при этом не упустить деталей. Если вы вдруг не знакомы ни с тем, ни с другим — смело начинайте с книги.
«Форрест Гамп» (фильм — 1994, книга — 1986)
В 1995 году картина Роберта Земекиса по праву забрала шесть статуэток «Оскар», обойдя «Побег из Шоушенка» и «Криминальное чтиво». Драматичная история о парне с особенностями развития, который борется с несправедливыми законами общества, стала близка зрителю. На протяжении двух с лишним часов главный герой доказывает (сам того не желая), что даже люди «не от мира сего» могут добиться успеха и не стать озлобленными. Главное — до конца оставаться честным и добрым человеком.
Книгу Уинстона Грума, в отличие от более поздней адаптации, критики встретили без особого восторга, а массово продаваться она начала только после выхода фильма Земекиса. Основное отличие романа от картины в том, что книжный герой вовсе не такой светлый и невинный — он употребляет наркотики, занимается сексом. Более того, по сюжету у Гампа был синдром саванта, и помимо настольного тенниса и футбола он был неподражаемым музыкантом-мультиинструменталистом, физиком, математиком, актером и рестлером.
«Челюсти» (фильм — 1975, книга — 1974)
Фильм Стивена Спилберга про гигантскую акулу-людоеда, которая держит в страхе курортный город на острове Эмити, стал эталонным (и первым!) «летним блокбастером». Симбиоз жуткого саспенса, минимального присутствия акулы в кадре и нагнетающей музыки Джона Уильямса сделали свое дело — получился идеальный хоррор-триллер по принципу «чем меньше видишь, тем больше впечатляет». Проект Спилберга разрушил границы между серьезным и массовым кино и завоевал сразу три «Оскара».
Одноименный роман Питера Бенчли, на котором была основана картина, оставался бестселлером целых 44 недели, но таким же запоминающимся стать не смог. Спилберг переосмыслил незамысловатый ужастик Бенчли, убрав из сюжета ненужные линии и изменив персонажей — у писателя они получились достаточно мрачными, из-за чего читатели не могли проникнуться эмпатией и порой даже болели за акулу.
«Старикам тут не место» (фильм — 2007, книга — 2005)
Мрачная картина братьев Коэн про ветерана войны, который украл деньги наркодилеров, — это философский триллер, смысл которого заключается в вечном противопоставлении старого новому (особенно этот прием прослеживается в характерах трех ключевых персонажей). Не самая динамичная, но кровавая и жестокая басня Коэнов о природе зла получила множество наград (в том числе четыре «Оскара») и вынудила рефлексировать не только академиков, но и самых обычных зрителей.
Основан «Старикам тут не место» на романе Кормака Маккарти. Изначально работа была написана как сценарий, из-за чего многим казалась слишком простой, сухой и лишенной деталей (вдобавок с достаточно своеобразной пунктуацией). Несмотря на это, книга получила позитивные отзывы, а в ее продвижении помогли братья Коэн, умудрившиеся идеально дополнить произведение автора невероятными актерами и недостающими эмоциями.
━━━━━
Никита Прунков