Дмитрий Рогулин/ТАСС
Дмитрий Рогулин/ТАСС

«Юность — моя сила»: как учителя-зумеры относятся к своей работе, ученикам и коллегам

«Молодые учителя более осознанно подходят к работе. Если им не нравится работать, они уйдут, а не продолжат страдать на нелюбимом месте»

Строгая учительница в очках, которая запрещает сидеть в телефоне и кричит на двоечников с последней парты, — таким видится образ учителя многим школьникам и их родителям. Но насколько это приближено к реальности? Сейчас в профессию приходит все больше молодых учителей. Они обладают высоким уровнем эмпатии, сидят в TikTok и тоже любят мемы. Мы поговорили с педагогами поколения Z, чтобы лучше понять, как они смотрят на мир и насколько отличаются от учителей старой закалки.

«Охранники несколько раз путали меня с ученицами и отправляли на урок»

Мария Мануйлова, 24 года
учитель русского языка и литературы

Я была достаточно активным ребенком, когда училась в школе. Мне всегда нравилось участвовать в разных мероприятиях, и я очень любила своих учителей. Школа и правда была моим вторым домом, где получалось находить внимание, поддержку и любовь. Но поначалу у меня не было мыслей связать свою судьбу со школой — если только в шутку. Тогда я грезила о театре и актерской карьере.

Но я поступила на журфак. После получения диплома работать на дядю и писать для него тексты совсем не хотелось. Через четыре года я оказалась в тупике: пыталась понять, что мне нравится и где мое место. Знакомая учительница из родного Ангарска предложила мне пройти курсы на профессиональную переквалификацию в учителя русского языка и литературы. За несколько месяцев я получила новый документ об образовании, а сейчас преподаю в московской школе.

Фото из личного архива
Фото из личного архива

Когда я только начинала, мне было очень сложно просить помощи у старших учителей. Я была только после института, 23-летняя девочка, которая чувствует, что никому не нужна. Учителя разговаривали со мной, как с ребенком. Даже охранники несколько раз путали меня с ученицами и отправляли на урок. Но во второй школе дела пошли лучше: учителя понимали, что другие во мне видят девятиклассницу, поэтому чаще выручали и что-то подсказывали.

Но юность — и моя сила. Мы с детьми на одной волне, ведь я тоже ребенок соцсетей и интернета. Мне очень просто обращать на себя внимание учеников, например, с помощью мемов. Шутки из TikTok я превращаю в шутки лингвистические и литературные. Шокированные дети понимают, что я в теме, поэтому легко завоевываю их уважение и интерес. Иногда ученики скидывают мне тиктоки с шутками про книги и писателей, и это безумно круто, когда мы на одной волне.

У меня тоже есть свой TikTok, куда я в моменты вдохновения выкладываю небольшие скетчи, но ученикам не показываю. Когда мои соцсети были еще открытыми, мать одной школьницы наткнулась на мой профиль в TikTok и после этого с негодованием взорвала родительский чат и пожаловалась администрации школы. После этого я закрыла свои страницы на всех площадках.

Учителя в возрасте тоже бывают современными. Но есть и те, которые один раз что-то изучили 40 лет назад и так материал и преподают. Меня радуют те педагоги, которые стремятся обмениваться знаниями: «Я научу тебя, ты научишь меня и других». Вот такой круговорот знаний и опыта ведет к прогрессу в обучении. Страшно, когда учителя не принимают прогресс и считают, что интернет — зло. Я не понимаю, когда педагоги зациклены только на своих предметах и расстраиваются, когда дети пренебрегают их уроками. Мне кажется, нужно быть проще и просто принять этот факт.

Я считаю, что образование направлено на то, чтобы ребенок с его помощью нашел себя, а не вызубрил параграф из учебника. Запомнила фразу учителя математики в детстве, ее предмет мне как раз ну никак не давался, хотя преподавала она отменно: «Неважно, насколько хорошо ты знаешь математику, главное — чтобы ты выросла хорошим человеком».

«Я любила рисовать мелом на доске, воображая, что что-то объясняю своему плюшевому зайцу»

Анна Яковлева, 23 года
учитель истории и обществознания

Мои родители всегда были для меня примером: мама — учитель английского языка, папа — юрист с правом преподавания правовых дисциплин. Еще крохой я приходила с мамой в школу с щенячьим восторгом. Постоянно подглядывала, как мама ведет уроки. Я любила рисовать мелом на доске, воображая, что что-то объясняю своему плюшевому зайцу, которого постоянно таскала с собой.

Фото из личного архива
Фото из личного архива

В четыре года я бегло читала энциклопедии другим детям и получала от этого удовольствие. В школе я хотела стать юристом, хирургом, социологом, историком, археологом, судьей, следователем и бас-гитаристом. Но все изменилось в десятом классе, когда я попала в профильный класс с углубленным изучением истории и обществознания. Там я встретила лучшего учителя в своей жизни.

Я поступила на истфак, потом стала секретарем учебной части и вскоре, наконец, учителем истории и обществознания. Помню, как на первой неделе работы забежала к коллеге: когда в класс заходит учитель, дети обычно должны вставать. Когда вошла я, никто не встал. Только один ребенок негромко спросил: «Ты что, новенькая?!» Такая возрастная путаница быстро лечится диалогом, отстаиванием границ, сменой имиджа и опытом работы.

Со временем я сформировала свой подход к ведению уроков: это красочные презентации для средней школы и настоящие дебаты для старшей. Учимся отстаивать свою точку зрения и убеждать в ней других. Ну и, конечно, куда без шуток? Я частенько так поднимаю ребятам настроение и привлекаю их внимание до конца урока.

Еще лет 10-15 назад в московский школах не было нормального технического оборудования. Если в кабинете учителя вообще был компьютер, то уже счастье. Сейчас у нас компьютеры, электронные доски и принтеры стоят в каждом кабинете. Только с приходом цифрового изобилия на плечи учителей лег тяжкий груз по изучению этих инноваций. Некоторым взрослым учителям до сих пор трудно освоить даже электронный журнал.

«У меня на столе лежит осьминожка-перевертыш, которая ежедневно показывает мое настроение»

Дарья Лебедева, 23 года
учитель английского языка

Мой дедушка был академиком и доктором педагогических наук. Он основал свой педагогический центр для детей с особенностями развития. Я пошла по его стопам. Но окончательно поняла, что хочу стать учителем, только в восьмом классе, когда пришла в ученическое самоуправление. В университете училась на двух профилях — русском и английском. Судьба же распорядилась так, что я стала учителем английского языка, чему безумно рада.

Мой рост — 160 см, я ношу одежду размера XS, из-за чего выгляжу откровенно младше своих учеников. На собеседовании директор даже уточнил, как я планирую ставить себя перед учениками и родителями, потому что из-за моей внешности могут возникнуть проблемы. Но я довольно быстро разрушила мифы о маленьких хрупких девочках своим стержнем. Возможно, мне помог опыт работы менеджера розничных магазинов Zara.

Фото из личного архива
Фото из личного архива

Моя сильная сторона — максимальное упрощение материала с помощью инфографик и интеллект-карт. Дети уже выучили мой стиль презентаций, и, когда я включаю презентацию из интернета, они сразу же это считывают. У каждого человека механизмы восприятия информации разные: кто-то лучше запоминает на слух, а кто-то — в картинках или слайдах. Поэтому так важно готовить презентации.

У меня на столе лежит осьминожка-перевертыш, которая ежедневно показывает мое настроение. Если осьминожка грустная, значит, лучше вести себя хорошо, если веселая, то можно немного и подурачиться. Мне кажется, что многие взрослые учителя ведут себя более равнодушно на уроках, потому что им уже скучно преподавать. Они не развиваются, не хотят узнавать что-то новое: «Учу как-то 50 лет, зачем менять?» Обновили учебник — катастрофа, поменяли настройки в электронном журнале — кошмар, разрешили использовать телефоны на уроках — закат образования.

Вместо того, чтобы принять меняющийся мир, такие учителя называют свою методику преподавания индивидуальной, а тех, кто их критикует, — недалекими. На мой взгляд, нужно адаптироваться к изменениям, а не подстраивать всех под себя. Зря некоторые учителя отказываются от социальных сетей, даже Минпросвещения признало их пользу и утвердило в августе состав совета учителей-блогеров. В сети очень много образовательного контента: соцсети лишь дают выбор, а каждый сам решает, что из этого потреблять.

Я заметила, что молодые учителя более осознанно подходят к работе. Если им не нравится работать, они уйдут, а не продолжат страдать на нелюбимом месте, как некоторые коллеги в возрасте, сделавшие неправильный выбор в молодости. Если молодой учитель в школе, значит, он кайфует от процесса.

Он гораздо больше заморачиваются, ставят более объемные цели. Мне кажется, мы более человечны и мягки по отношению к ученикам. Но это не значит, что мы не ставим двойки или не спрашиваем домашнее задание. Рано или поздно мы тоже постареем и отчасти потеряем коннект с молодежью. И на наше место придут уже другие молодые учителя, поэтому важно уметь уступать дорогу молодой крови и признаваться себе, что пора уходить.