Цифровая нефть: кто и как зарабатывает на персональных данных?
Летом 2022 года в сеть попало вдвое больше баз данных российских компаний, чем весной. С июня по август в сеть утекло более 300 млн строк с информацией. Сливались, как правило, имена клиентов, их электронные почты, номера телефонов и адреса. Мы решили разобраться, как устроен рынок персональных данных, сколько зарабатывают продавцы на личных сведениях и могут ли рядовые пользователи заработать на информации о себе.
Редакция PostNews напоминает, что распространять частную информацию без согласия владельца запрещено законодательством РФ.
Черный рынок персональных данных
Личную информацию продают не только хакеры, но и недобросовестные сотрудники компаний. Первые взламывают базы данных и получают доступ к частным сведениям. При этом иногда ресурсы компаний даже не приходится ломать — из-за халатности работников информация просто появляется в открытом доступе. Вторые используют свое должностное положение, чтобы собрать внутреннюю информацию компании и впоследствии продать ее.
Главными покупателями персональных данных становятся мошенники. Они используют телефонные номера, домашние адреса, электронные почты, номера карт и документов, чтобы успешнее обманывать своих жертв. Чем больше информации у мошенника, тем правдоподобнее он сможет выдать себя за представителя банка или правоохранительных органов.
Кроме того, частную информацию граждан покупает бизнес. С помощью этих данных компании отправляют рассылки по СМС или электронной почте, организовывают спам-звонки. Некоторые корпорации могут использовать частную информацию для борьбы с конкурентами: переманивать их клиентов и узнавать об их планах.
· Создавайте пароли с помощью генератора и записывайте их на бумаге. Так злоумышленнику будет сложнее их подобрать.
· Пользуйтесь двухфакторной аутентификацией (чтобы для входа в аккаунт надо было ввести не только пароль, но и код из СМС).
· Установите блокировщик рекламы. Тогда рекламные баннеры не смогут собирать информацию о вас.
· Установите платный VPN. Бесплатные зачастую сами продают данные о вас.
· Пользуйтесь антивирусом. Он защищает от программ, которые передают информацию о вас злоумышленникам.
Незаконно собранные личные сведения продаются в специализированных маркетплейсах даркнета или в каналах в социальных сетях. На таких площадках не только продают уже полученные данные, но и предлагают услуги по «пробиву» — сбору частной информации из закрытых источников. Чаще всего расчеты проводятся в криптовалюте, чтобы операции нельзя было отследить. Нередко в таких сделках существует посредник, который передает данные покупателю, а продавцу — деньги, оставляя себе процент от прибыли.
Стоят личные данные унизительно мало. По данным «Лаборатории Касперского», в даркнете за 300 руб. можно купить набор из скана паспорта с селфи владельца, ИНН и СНИЛС. А паспортные данные вместе с ИНН вообще продают за 100 руб. Стоимость целых баз данных зависит от ее объемов и актуальности, но и она невелика. Эксперты сообщают, что базу с ФИО, телефонными номерами и домашними адресами можно приобрести всего за $200 (12 200 руб.).
Личные сведения — товар крупных корпораций
Корпорации используют данные людей для рекламных и маркетинговых кампаний. Браузеры и социальные сети получают сведения о местоположении клиентов, их возрасте и интересах. Когда бизнес покупает у них рекламу, платформы используют эту информацию и помогают предлагать товары и услуги тем, кто с большей вероятностью их купит.
Сейчас почти все компании используют на своих сайтах cookies (куки) — систему, которая запоминает действия, которые пользователь совершает на странице. Большинство организаций используют эти данные только в личных целях. Благодаря ним сайты подстраиваются под каждого конкретного потребителя, когда тот снова заходит на них.
Однако недобросовестные компании могут продавать куки на черном рынке. Тогда к информации могут получить доступ мошенники или бизнес и использовать ее для взлома аккаунта или спама. Кроме того, иногда куки собирают не только сайты, но и рекламные баннеры, размещенные на страницах. Такие файлы передаются не владельцу сайта, а стороннему ресурсу, и он может продать их рекламодателям.
Данные пользователей интернета стоят не так уж дорого. По оценкам исследователей, лишь четверть рекламных доходов социальные сети и браузеры получают за использование информации о клиентах. Профессор ВШЭ и создатель рекламного агентства Segmento Роман Нестер приводит следующий пример.
За 2020 год Яндекс получил за рекламу около 60 млрд руб. прибыли, получается около 15 млрд руб. из этой суммы — за счет использования данных. Если разделить эти деньги на каждого из 84 млн пользователей экосистемы, получится, что информация об одном человеке стоила примерно 178 руб. в год.
Могут ли простые граждане заработать на данных о себе?
Свои персональные данные можно продать и самостоятельно. Для этого даже необязательно загружать их в даркнет. Существуют специальные легальные платформы, где пользователи могут оставить те сведения о себе, которыми готовы поделиться с бизнесом.
Взамен на них платформа выплачивает вознаграждение в зависимости от объема и релевантности информации. Такие платформы обезличивают полученные сведения и продают их специальным брокерам или напрямую корпорациям. Так бизнес сможет получить обобщенную картину о потребителях, а пользователь — небольшую прибыль.
Платформы для монетизации персональных данных удобны тем, что пользователь сам может выбрать сведения, которые будет продавать. Главное, пользоваться проверенными и легальными компаниями. Иначе данные могут попасть на черный рынок, и ими воспользуются мошенники или спамеры.
━━━━━
Степан Липатов