Henrique Félix/Unsplash
Henrique Félix/Unsplash

Сдачи не надо: стоит ли оставлять чаевые?

Оставляя чаевые, вы не только увеличиваете доход работника, но и поднимаете себе настроение. Но не нужно корить себя, если они вам не по карману

В Twitter не утихает дискуссия о чаевых в сфере услуг. Одни считают, что дополнительно платить за сервис курьерам, официантам, парикмахерам и таксистам необязательно и даже неэтично. По их мнению, работодатели используют чаевые как предлог, чтобы занижать зарплаты сотрудникам. Другие возражают и говорят, что чаевые нужно платить всегда, потому что они — важная часть дохода работников. Разбираемся, почему мы вообще платим чаевые, стоит ли это делать и сколько принято оставлять «на чай».

Зачем люди оставляют чаевые?

Традиция давать вознаграждение за сервис возникла в XVI веке в Британии. В барах и пабах выставляли специальные горшки с надписью «Для гарантии скорости», и посетители клали туда деньги, чтобы их обслужили быстрее. Также, ночуя в гостях (например, после чаепития), английские аристократы оставляли прислуге небольшую сумму денег в знак благодарности. Впоследствии традиция распространилась по всей Европе, а к XX веку закрепилась и в США.

Экономисты признают, что эта практика не вписывается в рациональные экономические законы: непонятно, почему клиенты добровольно платят больше положенного и с чем связан выбор профессий, которым оставляют чаевые. В большей степени эта традиция связана не с экономическими причинами, а психологическими.

По мнению исследователей, клиенты оставляют чаевые, чтобы:

1. Финансово поддержать персонал. Исследования показывают, что людям приятно проявлять солидарность и помогать сотрудникам сферы услуг.

2. Поблагодарить за качественное обслуживание. Люди чувствуют себя некомфортно, когда получают от других больше или меньше того, что дают взамен.

3. Получить более качественный сервис. Клиенты верят, что если оставят чаевые, то в будущем их будут лучше обслуживать.

4. Заслужить общественное уважение. Традиционно чаевые считаются проявлением щедрости, поэтому те, кто их оставляет, рассчитывают на одобрение окружающих. Именно поэтому большинство людей предпочитают давать «на чай» наличными, несмотря на засилье электронных сервисов — чаевые в приложении попросту никто не увидит.

5. Избежать порицания. Традиция закрепила в сознании людей, что клиент ресторана, парикмахерской, автомойки или такси обязан оставить чаевые. Потребители могут бояться, что общество будет осуждать их за то, что они не оставили «на чай».

В чем минусы чаевых?

С 2021 года в России запрещено включать чаевые в стоимость товаров или услуг. Это значит, что вознаграждение обслуживающему персоналу признается добровольным на законодательном уровне.

Противники чаевых уверены, что именно поэтому оставлять их не надо. По их мнению, в стоимость услуги (поездки на такси, доставки еды, ужина в кафе) должна быть включена достойная зарплата сотрудников. А ожидая от клиентов чаевых, бизнес попросту перекладывает на них свои финансовые обязательства перед работниками.

Вместо этого предприниматели могли бы увеличить зарплаты и создать достойные условия труда, в которых персонал не нуждался бы в дополнительных поощрениях. Да и сами работники могли бы уйти с малооплачиваемых должностей и научиться востребованным профессиям, считают некоторые пользователи.

Кроме того, привычка оставлять чаевые существенно увеличивает расходы человека. Стоимость всех услуг для него увеличивается на 10-15% — все равно, что второй НДФЛ. Вызывает вопросы и набор профессий, которым принято оставлять «на чай». Критики этой практики считают несправедливым, что официанты, таксисты и курьеры получают вознаграждение за услуги, а, например, репетиторы — нет.

В чем плюсы чаевых?

Условия труда в сфере услуг часто очень тяжелы, и чаевые становятся важной финансовой поддержкой для работников. Например, курьеры теряют заработок из-за того, что доставка задерживается по независящим от них причинам (из-за пробок, непогоды, задержек на складах и в ресторанах), но из-за устройства системы не могут их компенсировать. Чаевые делают условия труда для обслуживающего персонала не такими жесткими, а доходы в сфере услуг — более достойными.

Требовать от бизнеса улучшать условия труда справедливо. Позаботиться о своих сотрудниках — в первую очередь обязанность предпринимателя. Однако, если бизнес будет повышать зарплаты, это неминуемо повлечет за собой рост цен. Все потому, что сервисам будет необходимо компенсировать дополнительные расходы. В результате все пользователи будут платить те же чаевые, только теперь они станут частью стоимости товара или услуги.

В любом случае, между исполнителем и клиентом возникают не только экономические, но и эмоциональные отношения. И если сервис был предоставлен на высшем уровне, клиенту будет приятно дополнительно поблагодарить работника. Тогда выплата чаевых станет частью общего эмоционального опыта от поездки на такси или похода в ресторан.

Сколько чаевых оставлять?

Если вы остались недовольны сервисом или услугой, оставлять чаевые точно не стоит. Так вы подадите работнику сигнал, что ему нужно отнестись к своей работе ответственно.

Эксперты по этикету советуют оставлять «на чай» 10% от общей стоимости услуги. В ресторане можно отдельно добавить официанту еще 10%, если вы особенно довольны его работой. Главное — сказать, что даете деньги лично ему, потому что, как правило, чаевые распределяются между всеми сотрудниками ресторана поровну.

Если же оставлять «на чай» вам не по карману — не надо терзать себя. Вы все еще можете отблагодарить сотрудника, оставив положительный отзыв на сайте или в приложении сервиса. Не забывайте, что чаевые — это проявление вашей доброй воли, а не обязанность перед обществом. Мир не рухнет, если за обед вы заплатите столько, сколько было написано в чеке.

━━━━━

Степан Липатов