Минорное настроение: почему какая-то музыка грустная, а какая-то веселая?
Люди с легкостью разграничивают мелодии по тому, какие чувства они вызывают: одни напевы звучат радостно, а другие печально. Мы точно не поставим «Дискотеку аварию» на похоронах, а лиричная Адель не слишком подойдет для празднования дня рождения пятилетнего ребенка. С чем же связаны эти интуитивные ощущения? Ведь те или иные эмоции возникают даже в том случае, если мы не понимаем о чем песня. Разбираемся.
Все дело в темпе и ладе
Первый аспект отвечает за то, через какие временные промежутке будет воспроизведена нота или их сочетание.
Второй же отвечает за сочетание тех или иных звуков. Другими словами, он формирует гармонию. В европейской музыкальной традиции доминируют два подвида лада: мажор и минор.
Первый звучит весело, а второй — грустно.
Как устроены мажор и минор?
Лады составляют звуки, которые отличаются по высоте. Это происходит из-за различных частот колебаний звуковой волны: чем они чаще, тем выше «шум».
В современной музыкальной традиции используют 12 звуков: из них составлена практически любая мелодия. Они включают в себя привычные нам ноты и их полутона: например, кроме до, существует еще до диез и до бемоль.
Некоторые звуковые волны практически идеально соотносятся. Например, частота колебаний до первой октавы в два раза меньше, чем у до второй октавы: за одно колебание более низкого звука успевает пройти ровно два высокого. Это приводит к тому, что нам приятно слышать их вместе: они звучат гармонично и чисто. Такие целочисленные сочетания и составляют «веселый» мажорный лад, ведь чем лучше интервалы подходят друг другу, тем проще осознать итоговые сигналы. Они и воспринимаются мозгом, как комфортный звук.
С другой стороны, минорный лад сложнее привести к ровным дробным соотношениям: диссонанс между его частотами сильнее, а сочетание нот в нем неразборчивее и сложнее для обработки слуховыми рецепторами.
Почему так происходит?
Все дело в нашем голосе: ученые проанализировали два аудиотекста, записанных в двух вариантах интонации: грустной и веселой. Оказалось, что спектральные характеристики радостной речи схожи с мажором, а подавленной — с минором.
Это означает, что наш мозг связывает звуки музыки и речь. Таким образом, в печальных мелодиях люди узнают голоса расстроенных собеседников, а в счастливых — смешливых компаньонов.
А как же темп?
Если проиграть мажорные аккорды медленно, то музыка из веселой превратится в спокойную и умиротворяющую. А если минорные быстро, то она станет героической и волевой.
Ученые и это связывают с особенностями речи: обычно мы тараторим в возбужденном состоянии. Мы торопимся поскорее рассказать о радостном событии, поэтому быстрая музыка интуитивно ассоциируется с весельем. Медленные, расторопные фразы же произносятся в тех случаях, когда человек подавлен или стремится тебя успокоить, поэтому неспешные песни вызывают аналогичные чувства.