Erik Mclean/Unsplash
Erik Mclean/Unsplash

Burger King и McDonald’s, BMW и Audi, Pepsi и Coca-Cola: самые громкие рекламные битвы

Война бургеров и напитков была интересной, но креативщики BMW затмили всех

После официального релиза iPhone 14 компания Samsung начала троллить коллег из Apple. В своем аккаунте в Twitter корейцы написали: «Let us know when it folds» («Дайте нам знать, когда он сложится»), намекая на то, что купертиновцы до сих пор не выпустили смартфон с гибким экраном. К слову, это не первый раз, когда Samsung шутит над Apple: ранее они издевались над челкой у iPhone X и называли iPhone 12 Pro Max даунгрейдом для пользователей (и это лишь пара примеров). По случаю очередного подтрунивания от корейцев мы решили вспомнить другие рекламные битвы между мировыми брендами.

Burger King vs. McDonald’s

McDonald’s и Burger King борются за звание главной фастфуд-империи на протяжении многих лет. И несмотря на то, что с точки зрения прибыли «Макдак» успешнее (в 2021 году сеть заработала $23,22 млрд, а Burger King всего $1,81 млрд), «БК» намного креативнее относится к своим рекламным кампаниям.

В частности, креаторы Burger King регулярно провоцируют своего конкурента: в 1980-х они упрекали McDonald’s в экономии на клиентах и даже сняли ролик, в котором девочка заявила, что «Мак» кладет в бургеры на 20% меньше мяса. Тогда McDonald’s подал в суд на конкурента, но иск отклонили. Позже Burger King предъявлял конкуренту претензии из-за способа готовки (в «Маке» жарили на плитах, а не открытом огне), а в нулевых вышел ролик, где замаскировавшийся Рональд Макдональд пришел в «БК», чтобы заказать «как обычно».

Брендовая баталия могла закончиться через несколько десятков лет. В 2015 году Burger King предложил перемирие и бургерную коллаборацию под названием McWhopper, но в McDonald’s от инициативы отказались. С тех пор маркетинговая битва превратилась в войну. «БК» запускал акцию с покупкой воппера в приложении всего за 1 цент (при условии, что заказ оформят в пределах 600 футов от любого из кафе конкурента), а нью-йоркский ресторан во время Хэллоуина «переодевался» в McDonald’s.

CutPics/Twitter
CutPics/Twitter

Руководство «Мака» редко реагировало на нападки, но в 2019 году бельгийское отделение выпустило баннер с надписью Served by a king, or served as a king? («Сервис от короля или сервис по-королевски?») рядом с заведением Burger King.

McDonald's Belgium SA
McDonald's Belgium SA

Со временем конфликт между компаниями (скорее всего) сошел на нет. В 2020 году Burger King даже призывал клиентов заказывать еду из McDonald’s и других сетей быстрого питания, обращая внимание людей на финансовые трудности ресторанов из-за пандемии. Кроме того, миссии «Мака» и «БК» сегодня в целом перекликаются — фастфуд-гиганты активно внедряют программы по энерго- и ресурсосбережению, а также разрабатывают веганское меню и экологические упаковки.

BMW vs. Mercedes vs. Audi

Автомобильные бренды обожают упражняться в остроумии и посвящать друг другу ролики, слоганы и даже биллборды. Еще в 90-х компания Mercedes-Benz использовала для рекламы историю о том, как ирландский бизнесмен потерял управление за рулем «мерса» на опасной дороге в Южной Африке, но выжил по двум причинам: потому что «пристегивал ремень» и «управлял Mercedes».

В BMW не могли не отреагировать на это и выпустили ответное промо, где водитель добрался до пункта назначения вообще без каких-либо потерь и аварий. Видеоряд сопроводили словами «Beat the bends» («победить изгиб дороги»). Игра слов заключалась в том, что на слух Benz и bends звучат практически одинаково.

Mercedes вернул должок в 2016-м, когда BMW отмечала 100-летний юбилей. В своем поздравлении руководство штутгартского концерна написало: «Спасибо за 100 лет конкуренции! Предыдущие 30 лет были для Mercedes-Benz немного скучными». Помимо этого, Mercedes подарил всем сотрудникам BMW бесплатный вход в музей компании и выделил им бесплатные парковочные места.

В BMW, в свою очередь, любили устраивать поединки по мемам. Однажды они схлестнулись с Audi при помощи рекламных щитов в Калифорнии. В 2009-м Audi представила новую модель A4 и разместила биллборд: «Твой ход, BMW!» Мюнхенские пиарщики не растерялись и вывесили рядом плакат с BMW M3, на котором было написано «Шах и мат».

Audi контратаковала соперника плакатом с Audi R8 и подписью «Время проверить твою “люксовость”. Возможно, ее уже нет». В BMW закончили биф, когда прицепили к щиту воздушный шар с изображением автомобиля BMW из «Формулы-1» и надписью: «Игра окончена». После этого Audi с BMW не воевали, но последние затаили обиду: они выкупили рекламное место в Гонконге прямо на здании дилера и перекрыли их окна плакатом. Это было мощно.

Pepsi vs. Coca-Cola

Между Coca-Cola и Pepsi конкуренция началась еще в 30-е годы прошлого века. Тогда «Кола» была единоличным лидером благодаря спонсорству Олимпийских игр и ассоцииаций с Сантой Клаусом, который «рекламирует» напиток с 1931 года.

Чтобы оказать хоть какое-то сопротивление, Pepsi продавала свою газировку объемом в два раза больше по той же цене и даже вынудила Coca-Cola безуспешно судиться с ними из-за части названия (в итоге слово «кола» приняли как общепринятый термин). В 1995 году Pepsi сняла дерзкую рекламу, в которой подружившиеся сотрудники двух компаний подрались за банку с напитком.

Через четыре года в Pepsi продолжили маркетинговую войну и выпустили один из своих самых знаменитых роликов. По сюжету маленький мальчик купил две банки Coca-Cola в уличном автомате, чтобы встать на них и дотянуться до кнопки Pepsi.

Забавным получился и ролик 2011 года, где Pepsi противопоставила себя Coca-Cola как напиток, который ассоциируется с летом, а не зимой. Кампания вышла под слоганом: «Летнее время — это время Pepsi», а в ролике Санта Клаус заказал в баре именно Pepsi. Шокированный бармен уточнил, как такое возможно, а милый дедушка ответил, что он в отпуске и может себе позволить то, что ему хочется.

━━━━━

Никита Прунков