Армения и Азербайджан балансируют на грани новой войны. Что происходит между ними?
13 сентября на армяно-азербайджанской границе произошел очередной конфликт. Это уже вторая за полтора месяца эскалация противостояния вокруг Карабаха, и, вероятно, не последняя. Несмотря на перемирие 2020 года, между сторонами сохраняются серьезные противоречия. И с отвлечением России на украинский кризис у них возникает все больше желания решить разногласия военным путем. Рассказываем, что происходит между Арменией и Азербайджаном и может ли между ними вспыхнуть новая война.
Что случилось на линии соприкосновения?
В ночь на 13 сентября на армяно-азербайджанской границе начались вооруженные столкновения. Ереван сообщил, что азербайджанские военные начали массовый артиллерийский обстрел городов Горис, Сотк, Джермук и еще ряда направлений, которые находятся на территории Армении. Азербайджан назвал обвинения во вторжении абсурдными и подчеркнул, что только ответил на диверсию армянских военных.
На фоне обострения премьер Армении Никол Пашинян провел телефонные переговоры с лидерами России, Франции и Ирана, а также с главой Еврокомисии Шарлем Мишелем и госсекретарем США Тони Блинкеном. Кроме того, Армения подала официальный запрос в ООН и ОДКБ. Последняя назвала действия Баку неприемлемыми и объявила, что задействовала механизмы для урегулирования конфликта. Азербайджан провел переговоры с представителями Турции.
К утру ситуация стабилизировалась. При посредничестве Москвы Еревану и Баку удалось договориться о перемирии, которое вступило в силу с 9:00 по местному времени. Обе стороны заявили, что понесли потери по результатам боевых действий. Пашинян сообщил о как минимум 49 погибших, азербайджанская сторона не передавала данных о потерях.
Это уже второе за последние месяцы обострение между Арменией и Азербайджаном. В августе азербайджанские войска пересекли линию разграничения и заняли ряд высот в Карабахе. До этого между сторонами также несколько раз вспыхивали локальные боестолкновения.
Почему ситуация продолжает обостряться?
Напряжение между Арменией и Азербайджаном сохраняется из-за неурегулированных проблем, которые остались после прошлой войны.
В 2020 году азербайджанская армия разбила армянские силы в Карабахе. По итогам перемирия они заняли часть непризнанной Нагорно-Карабахской республики (НКР) и вынудили армян покинуть три приграничные области, которые те захватили еще во время войны 1992-1994 гг. Под контролем Армении оставили только Лачинский коридор, чтобы обеспечить ей сообщение с НКР. В свою очередь, Ереван согласился разблокировать прямую дорогу от Азербайджана к его эксклаву — Нахичеванской автономной республикой.
Предполагалось, что на основе этих договоренностей стороны заключат официальный мирный договор. Однако этого до сих пор не произошло: переговоры оказались отягощены взаимными претензиями по демаркации границы, нежеланием Армении открывать для Азербайджана коридор в Нахичевань и неопределенностью по статусу НКР.
В марте Баку предложил Еревану проект договора, который включает:
• взаимное признание суверенитета и территориальной целостности;
• полный отказ от территориальных претензий;
• обязательство воздерживаться от взаимных угроз безопасности;
• делимитацию и демаркацию госграницы;
• установление дипотношений;
• открытие транспортных коммуникаций.
Армения, в свою очередь, настаивает на включении в соглашение положения о статусе и правах армян, проживающих в НКР. При этом Азербайджан рассматривает проблему Карабаха как «решенную». В апреле президент Азербайджана Ильхам Алиев заявил, что предложенные им принципы — «последний шанс» Армении на мир. По его словам, в противном случае Баку откажется признавать ее территориальную целостность.
Может ли начаться новая война?
Вероятность новой карабахской войны пока невелика, но она есть. Отвлечение России на украинский конфликт развязало Баку руки для усиления военного давления на Ереван, чтобы склонить его к своим условиям — чем он успешно и занимается. Однако от более решительных шагов его удерживают две вещи: присутствие российских миротворцев и угроза вмешательства ОДКБ.
Если Азербайджан продолжит угрожать непосредственно территории Армении (как сейчас), то Организация договора о коллективной безопасности будет обязана встать на сторону Еревана. В ситуации, когда боевые действия снова развернутся вокруг НКР, у Баку будет меньше шансов встретить коллективный ответ. Но, как показывает казахстанский опыт, ОДКБ вполне может выйти за рамки своей компетенции при наличии политической воли.
Насколько это поможет Армении в действительности — отдельный вопрос. Основные силы России сейчас задействованы на Украине, поэтому она вряд ли сможет ввести в регион крупный воинский контингент. Технически эту проблему могут решить вооруженные силы других членов ОДКБ. Однако до сих пор они не проявляли особого интереса в Карабахском конфликте, поэтому неясно, сколько сил они будут готовы направить на подмогу Еревану.
━━━━━
Виталий Рюмшин