Пять фильмов Жан-Люка Годара, которые нужно посмотреть
13 сентября в возрасте 91 года умер великий французский режиссер Жан-Люк Годар. За свою долгую карьеру он снял более 100 фильмов (в том числе документальных, короткометражных и телевизионных) и стал одним из главных новаторов и экспериментаторов мирового кино. Годар считается безусловным классиком, и если вы не смотрели ни одну из его лент, сейчас самое время это исправить. Мы решили вспомнить пять культовых картин режиссера, с которыми должен ознакомиться каждый.
«На последнем дыхании» (1960)
Дебютный полнометражный фильм Годара стал манифестом французской «новой волны». Это направление радикально отходило от принятых в мире кино канонов: здесь не было крупных бюджетов, задействовались молодые (иногда непрофессиональные) актеры, сценарий мог быть импровизационным и непредсказуемым, а съемки — натуральными, а не павильонными. Годар деконструировал классические киноприемы: не стеснялся рвать монтаж, сокращая переход между сценами для динамики, записывать звук на улице, ломать «четвертую стену» и сокращать количество дублей для дополнительной реалистичности.
Главные роли в криминальной драме исполнили Жан-Поль Бельмондо (Мишель) и Джин Сиберг (Патрисия). По сюжету молодой Мишель, зарабатывающий на жизнь кражами автомобилей, во время одной из погонь убивает полицейского. Вместе со своей возлюбленной, американской студенткой-журналисткой Патрисией, они планируют побег в Италию, но на след преступника нападает полиция. Впрочем, вдаваться в подробности сюжета бессмысленно — «На последнем дыхании» нужно просто посмотреть самому.
«Женщина есть женщина» (1961)
Второй полнометражный фильм Годара стал экспериментом с цветом и полностью оправдал ожидания не только зрителей, но и самого Годара. Артхаусный и местами абсурдный ромком с классическим французским юмором и ненавязчивым трагизмом принес режиссеру два приза на 11-м Берлинском кинофестивале. «Женщина есть женщина» — это пародия на голливудское кино с множеством оммажей и отсылок, прекрасно подобранной музыкой от Мишеля Леграна и идеальным кастом.
Мелодрама рассказывает историю Анжелы (Анна Карина), которая решает завести ребенка, но ее муж Эмиль (Жан-Клод Бриали) предложение не поддерживает. Чтобы добиться желаемого, девушка начинает манипулировать молодым человеком, угрожая забеременеть от его друга (Жан-Поль Бельмондо). Для тех, кто уже знаком с творчеством Годара, но не знаком с этим фильмом, будет интересно увидеть режиссера в новом амплуа, как автора легкой комедии.
«Презрение» (1963)
Драматический фильм Годара вдохновлен романом итальянского писателя Альберто Моравиа, из которого режиссер заимствовал лишь завязку (но не забыл наполнить и ключевыми цитатами). Режиссер обратил внимание на проблему коммерции в кино и порефлексировал на тему ненавистного им капитализма и паразитов в искусстве.
По сюжету картины на острове Капри снимается исторический фильм об Одиссее и Пенелопе. Французский сценарист Поль (Мишель Пикколи) ревнует свою жену Камиллу (Брижит Бардо) к американскому продюсеру Джереми Прокошу. Внутренние переживания побеждает желание расположить к себе продюсера и заработать побольше денег, чтобы расплатиться за жилье, о котором мечтает Камилла. В итоге жена Поля разочаровывается в нем и испытывает к нему самое настоящие презрение. Что было дальше рассказывать не будем, но развязка у фильма очень драматичная…
«Альфавиль» (1965)
Черно-белая антиутопия в жанре нуар была нетипичной для Годара («новой волне» в принципе была больше интересна реальность, чем фантастика), но поднимала важную для него проблему противостояния человека механизму насильственной власти. Годар снимал ленту ночью на высокочувствительную пленку и практически без искусственного освещения, из-за чего первые 3 тыс. метров пленки были испорчены. В результате фильм пришлось доснимать вечером за закрытыми шторами, но это не помешало ему стать культовым.
В центре сюжета оказывается ученый Носферату (Говард Вернон) — он бежит с Земли в далекую систему и создает там тоталитарное государство Альфавиль, где запрещены какие-либо человеческие чувства вроде любви, сострадания и взаимопомощи. Напуганные жители Земли решают отправить в Альфавиль агента «003» Лемми Кошена (Эдди Константин), чтобы найти Носферату, но все идет не по плану: Лемми влюбляется в дочь профессора (Анна Карина).
«Безумный Пьеро» (1965)
Возможно, самый жесткий фильм Годара «Безумный Пьеро» хоть и отсылает нас к реальной истории французского бандита Пьеро Лутреля, в остальном (как и большинство картин Годара в 1960-х) спекулирует на детективных сюжетах и любовных драмах американского массового кино.
История рассказывает про обеспеченного буржуа Фердинанда (Жан-Поль Бельмондо), который сбегает от своей богатой жены в неизвестном направлении с опасной мафиозной девушкой на украденном автомобиле. Пару преследуют полиция, они сжигают машину и деньги мафии, которые были в ней, после чего скрываются на безлюдном острове. «Безумный Пьеро» — триумф анархии и воображения, и в этом, пожалуй, заключается весь гений Годара.
━━━━━
Никита Прунков