Zuma
Zuma

5 лучших экранизаций Стивена Кинга и что о них думает сам писатель

Некоторые высказывания автора могут вас удивить (спойлер: Кинг не любит легендарное «Сияние» Кубрика)

21 сентября самому коммерчески успешному писателю-фантасту Стивену Кингу исполнилось 75 лет. За долгую карьеру Кинга кинокомпании сняли по его книгам множество картин: некоторые из них получились откровенно провальными, а другие восхищают и одновременно пугают нас и по сей день. В честь юбилея мы решили вспомнить лучшие экранизации произведений Кинга и разобраться, что о них думает он сам.

«Сияние» — Стэнли Кубрик, 1980

«Сияние» Стэнли Кубрика по праву считается одним из самых страшных хорроров прошлого века. По сюжету семья оказывается в отрезанном от мира отеле в горах Колорадо. Главный герой Джек Торренс, выпивающий писатель-неудачник, в определенный момент сходит с ума и пытается убить своих домочадцев. Фильм заслуженно приобрел статус эталонного ужастика, однако у многих критиков вызвал недоумение из-за расхождений с книгой — в частности, в истории Джека.

Стивен Кинг это мнение разделяет и не стесняется говорить о том, что ему картина не нравится: «"Сияние" — это действительно красивый фильм: большой и красивый, как Кадиллак, только Кадиллак без двигателя». По мнению писателя, Джека Торренса в фильме Кубрика лишили какой-либо внутренней трагедии и показали как обычного сумасшедшего. «Персонаж никак не развивается в этом фильме. В книге Джек борется со своими демонами и в итоге проигрывает эту битву и сходит с ума. Для меня это драма, которой в фильме как раз-таки и нет», — объяснил Кинг.

«Побег из Шоушенка» — Фрэнк Дарабонт, 1994

«Побег из Шоушенка» считается одним из лучших фильмов в истории и стабильно занимает первые места в подобных рейтингах (в том числе на портале IMDb). Незамысловатая история рассказывает, как несправедливо осужденный (за якобы убийство жены и ее любовника) Энди Дюфрейн оказывается в самой страшной тюрьме Новой Англии. На протяжении многих лет он продумывает гениальный план побега, который в итоге ему удается воплотить. Фрэнк Дарабонт смог отлично передать драматическую идею и при этом не исказить сюжет, а Кинг посчитал работу одной из лучших своих адаптаций.

В отличие от большинства произведений писателя, эта книга совсем не про мистику и ужасы. В интервью BBC писатель рассказал забавную историю о том, как поклонница фильма не поверила в то, что именно он автор «Шоушенка»: «Ко мне подошла женщина и сказала: “Вы — Стивен Кинг! Вы пишете все эти жуткие вещи. И, знаете, это неплохо, но мне больше нравится что-то воодушевляющее вроде “Побега из Шоушенка”. Я ответил: “Но ведь я написал его!” А она сказала: “Нет, это невозможно”».

«Зеленая миля» — Фрэнк Дарабонт, 1999

Еще один фильм Дарабонта по книге Кинга — и еще один шедевр. Невероятно эмоциональный сюжет картины рассказывает про тюремный блок «Е» — там содержатся преступники, которых отправляют на смертную казнь. Однажды туда попадает Джон Коффи, обвиненный в изнасиловании и убийстве двух маленьких девочек. Позднее мы узнаем, что Коффи обладает даром исцеления: он помогает начальнику тюрьмы (Тому Хэнксу) спасти жену, в результате чего герой Хэнкса начинает сомневаться в виновности Джона и предлагает тому сбежать. Если вы по каким-то причинам не смотрели «Зеленую милю», скажем только одно — развязка вас удивит и, возможно, вызовет слезы.

Стивен Кинг не стал исключением из правил и так же, как и большинство фанатов картины, выразил восхищение работой Дарабонта: «Я был в восторге от Зеленой мили. Правда сказать, фильм получился немного мягким. Мы с Фрэнком любим шутить, что его картина стала первой в истории зала славы Hallmark, которая получила рейтинг R». К слову, если фильм покажется вам жестоким, книгу читать вам будет еще сложнее: Стивен Кинг, в отличие от Дарабонта, не стесняется убивать героев и делает это еще более изощренно.

«Кэрри» — Брайан де Пальма, 1976

Фильм де Пальмы практически не отличается от произведения Кинга и максимально уважительно переносит его историю на большой экран. По сюжету робкая и скромная девочка Кэрри подвергается постоянному буллингу в школе, а дома страдает от строгости набожной матери пуританки. В один день Кэрри открывает в себе страшную суперспособность — телекинез, а ее обидчики даже и представить не могут, что их теперь ждет.

«Кэрри» вошла в зал славы фанатов хоррора и подарила нам не только знаменитые кровавые сцены с Сисси Спейсек, но и несколько сиквелов (в 1999, 2002 и 2013 годах). Кинг к работе Брайана де Пальмы отнесся с глубоким уважением и отметил социальную важность картины: «Мне очень понравился фильм о Кэрри. Де Пальма снял проект, который стал сатирическим взглядом на школьную жизнь и обратил внимание на проблемы подростков в средней школе. Де Пальма такой же своеобразный режиссер, как Хичкок».

«Останься со мной» — Роб Райнер, 1986

Ностальгическая драма Роба Райнера получила номинации на «Оскар» и «Золотой глобус» и показала всем, как нужно снимать кино про дружбу. Действие картины разворачивается в конце 1950-х в небольшом городе в США. Компания из четырех подростков решает найти таинственно пропавшего без вести мальчика, чтобы получить хорошее вознаграждение. По словам режиссера, «Останься со мной» снят лишь «по мотивам» повести Кинга «Тело», поэтому от оригинального сюжета в фильме осталось не так много деталей.

Несмотря на многие недочеты, Стивен Кинг заявил, что «Останься со мной» — это лучшая киноадаптация его произведения. Во многом на это повлияло и то, что сам Кинг был героем той истории: «Это лучший фильм из всех, когда-либо снятых по мотивам моей книги. Райнер действительно запечатлел мою историю. Это очень автобиографично».

━━━━━

Никита Прунков