Иранки сжигают хиджабы. Что происходит в стране после гибели 22-летней девушки
16 сентября мировые СМИ сообщили, что в Иране скончалась 22-летняя Махса Амини — незадолго до этого ее задержала полиция нравов за неправильное ношение хиджаба. Правозащитники уверены, что она погибла в результате пыток. После похорон Амини общественность взбунтовалась: теперь по всему миру иранки снимают хиджабы и призывают больше не соблюдать шариатский дресс-код. Рассказываем, что известно о гибели Амини и как на это отреагировали местные жители и власти.
Что стало триггером протестов в Иране?
Махса Амини вместе со своей семьей решила навестить родственников в Тегеране — сама девушка родом из западного района страны Курдистана. Тогда девушку и арестовала столичная полиция нравов за «неправильное ношение» хиджаба в публичных местах. После этого ее, со слов очевидцев, отвели в полицейский фургон и избили. Полиция опровергает эту версию.
Брат Амини Киараш вспоминает, что когда он подошел к полицейскому участку, около здания было до 70 человек. Неравнодушные люди принесли необходимые вещи для других задержанных женщин. Через некоторое время послышались крики из отделения полиции. Люди, стоявшие у участка, начали стучать по воротам, требуя объяснить, что происходит. Полицейские разогнали собравшихся с помощью дубинок и слезоточивого газа. Вышедшие в тот же день на свободу женщины сказали, что в отделении кого-то убили.
Полиция нравов (или Назидательный патруль) — подразделение Сил правопорядка Исламской Республики Иран, сотрудники которого следят за соблюдением дресс-кода по шариату. Они смотрят не только на местных жителей, но и на иностранных граждан: в публичных местах они тоже обязаны соблюдать дресс-код.
В лучшем случае полиция нравов просто предупреждает нарушителей и требует привести внешний вид в порядок, но чаще арестовывает и отвозит в участок. Там с правонарушителями проводят «назидательные беседы», при необходимости выписывают штраф или оставляют в отделении на несколько суток. Причем женщин отпускают только с обязательным сопровождением мужа, отца, брата или другого ближайшего родственника-мужчины.
Через два часа после ареста семье Амини сообщили, что у девушки случился сердечный приступ и уже в коме ее пришлось госпитализировать в отделение интенсивной терапии больницы Касра. По версии полиции, она упала в обморок — в подтверждение ведомство опубликовало видеозапись из отделения. Правозащитники обвинили силовиков в подтасовке фактов. Кроме того, нет никаких подтверждений тому, что на ролике именно Махса.
Местная жительница, которую арестовали накануне, стала свидетельницей случившегося в участке. Она рассказала, что в тот день сотрудник полиции приказал женщинам сесть в одну часть комнаты. «Сразу после я увидела, как одна из нас упала и ударилась головой о стул», — говорит женщина. После этого Амини пытались помочь другие арестованные, но девушка была без сознания. Через несколько минут прибыл парамедик, ввел Махсе препарат и провел сердечно-легочную реанимацию, но ничего не помогло.
На третий день пребывания в больнице — 16 сентября — Махса скончалась, так и не придя в себя. На фотографии, сделанной в больнице, видны следы травмы в области уха, которые могут говорить о нанесенном ударе. Местные журналисты считают, что Махса могла получить травму еще на пути в полицейский участок. Позже в соцсетях госпиталя написали, что девушку привезли к врачам «без признаков жизни», однако вскоре сообщение удалили.
По данным иранской правозащитной организации Hrana, после ареста девушки семье Амини сказали, что ее освободят после «сеанса перевоспитания». Родственники Махсы утверждают, что у нее не было сердечных заболеваний. В день смерти Амини протестующие уже начали собираться у здания больницы.
Что было после этого?
Похороны девушки прошли в ее родном городе Сакезе в Курдистане. Семья Амини говорит, что накануне силовики настойчиво просили не проводить похоронную церемонию. Собрались сотни людей, некоторые из них пришли рано утром, чтобы помешать иранским силовикам тайно проникнуть на церемонию для подавления протестов. На надгробии Махсы выгравировали надпись: «Ты не умерла. Твое имя будет кодом [призывом к сплочению]».
Некоторые женщины во время траурной процессии сняли платки в знак протеста против обязательного ношения хиджабов. Скорбящие скандировали «Смерть диктатору». Проникшие на похороны полицейские открыли огонь по толпе и пустили слезоточивый газ. Некоторые протестующие после процессии направились к зданию, где сидит местный губернатор, — часть из них задержали правоохранители. По последним данным, минимум 38 человек получили ранения, пятерых из них госпитализировали в тяжелом состоянии, еще троих — с огнестрельными ранениями.
Что говорит общественность?
Сообщение о смерти девушки, которую задержали за «неправильное ношение хиджаба», вызвало массовое недовольство в социальных сетях. 19 сентября забастовку объявили в провинциях Западный Азербайджан и Курдистан. О смерти девушки написали многие иранские газеты. В Иране и других странах люди стали выходить на уличные протесты. Некоторые кричат «Долой диктатора!» и «Женщины, свобода, жизнь!».
Чтобы затруднить распространение роликов в сети, власти неоднократно отключали доступ к интернету по всей стране, в том числе в Тегеране. Это подтвердила наблюдательная организация Netblocks, которая занимается кибербезопасностью в Иране. Но протестующие не сдавались: в столице водители сигналили в знак поддержки неравнодушных, собравшихся на площади Тегерана возле больницы Амини.
Теперь иранские женщины повсеместно снимают хиджабы, срезают пряди волос и делятся этим в социальных сетях, призывая игнорировать государственный дресс-код. С таким призывом в том числе выступили иранская журналистка Масих Алинеджад и известная иранская актриса Шабнам Фаршаджо — последняя призвала женщин больше не носить хиджабы.
«С семилетнего возраста, если мы не покрываем волосы, мы не можем пойти в школу или потом получить работу. Мы сыты по горло этим режимом гендерного апартеида», — написала Масих Алинеджад.
Как на смерть девушки отреагировали власти?
«К сожалению, она умерла, и ее тело передали в офис судмедэксперта», — кратко сообщило 16 сентября государственное телевидение. Однако у властей не получилось избежать огласки. Несколько законодателей заявили, что поднимут это дело в парламенте, в то время как судебная власть пообещала сформировать специальную целевую группу для расследования. Полицейские, причастные к гибели девушки, уже находятся под следствием. Им может грозить до десяти лет лишения свободы.
Президент Ибрагим Раиси приказал министру внутренних дел начать расследование по делу Махсы. Местное издание IranWire со ссылкой на местных журналистов сообщает, что в Тегеране уволили руководителя полиции нравов. Тем временем глава судебной власти Ирана Голям Хоссейн Мохсени-Эджеи заявил, что правительство «не будет закрывать глаза на ошибки чиновников и полицейских» в своем расследовании и «без колебаний примет необходимые меры».
Политик-реформатор и бывший депутат парламента Махмуд Садеги призвал верховного лидера аятоллу Али Хаменеи высказаться по делу Амини: «Что верховный лидер, который по праву осудил американскую полицию в связи со смертью Джорджа Флойда, говорит об обращении иранской полиции с Махсой Амини?»
Крупная волна протестов среди женщин, снимающих хиджабы, началась еще в 2017 году. Тогда власти приняли жесткие меры: законодатели призвали к суровому наказанию и даже плетям. По их мнению, разрешение женщинам показывать свои волосы ведет к моральному разложению и распаду семей. Суды призвали законопослушных иранцев докладывать о женщинах, которые не носят хиджаб.
За несколько недель до смерти Махсы президент Ирана призвал еще больше ужесточить порядок соблюдения дресс-кода, действующий в стране со времен исламской революции 1979 года. Тем не менее в последнее время в Иране продолжаются споры о поведении полиции нравственности. В июле в соцсетях разошлось видео, на котором женщина, держась за полицейский фургон, просила освободить ее дочь, после чего транспорт резко газанул, и женщину отбросило на землю.