«Кем вы видите себя через пять лет?»: что отвечать на неловкие вопросы на собеседовании
Типичные вопросы на собеседованиях давно стали предметом для шуток и мемов. Каждый, кто хоть раз искал работу, знает их наизусть. Некоторые из них могут даже показаться бессмысленными и неуместными, но отвечать на них все равно приходится. Ко дню рекрутера в России (20 сентября) мы попросили HR-директора рекрутингового агентства Odgers Berndtson Дмитрия Утукина рассказать, зачем работодатели на собеседованиях задают все эти вопросы и что они хотят услышать в ответ.
Почему рекрутеры задают странные вопросы?
У среднего рекрутера, как правило, много вакансий, а времени мало. У него 7-8 интервью в день, на каждое из них он может потратить 30-40 минут максимум. Соответственно, ему нужно быстро принять решение по вакансии. Поэтому, как правило, интервью структурированно, и каждому задаются одни и те же вопросы. Может быть, не всегда удачные.
На самом деле, рекрутеру в процессе интервью важно уловить, как строится ваша речь, какие примеры вы приводите, как вообще вы рассуждаете. Чтобы вычленить подходящего или не подходящего кандидата, достаточно задать ему вопросы и не перебивать. Опытный рекрутер очень четко видит в речи соискателя маркеры, по которым можно определить, успешен тот или нет.
«Расскажите о себе»
Это очень простой, казалось бы, вопрос, но 95% людей, с которыми я разговаривал, не могут ответить на него. Они рассказывают все что угодно, кроме того, что действительно нужно.
Ему нужно в двух словах, буквально в одном абзаце понять, в чем ваш фокус, в чем ваша фишка, что вас отличает от других кандидатов. Работодатель хочет, чтобы соискатель рассказал о себе с точки зрения предложенной ему вакансии. Подготовить и выучить ответ на такой вопрос нужно заранее, чтобы не растекаться на 5-7 минут о том, кем вы были в 2008 году.
«Назовите ваши сильные и слабые стороны»
Какие сильные и слабые стороны вы назовете — не так важно. Гораздо важнее, как вы рассуждаете, какие примеры приводите. С сильными сторонами понятно — нужно приводить конкретные примеры с доказательствами: «Я силен в диджитал-маркетинге. За прошлый год у меня количество «лидов» превысило столько-то процентов».
А вот с негативными сторонами сложнее. Важно назвать какую-то сторону, но сразу сказать, как вы с ней работаете: «Я не очень силен в договорах подряда, но я уже записался на курсы известного специалиста в этой области». И точно не нужно саркастических ответов, которые, кстати, часто бывают, вроде «Я слишком много работаю — это моя главная негативная черта». Такой юмор вряд ли воспримут хорошо.
«Почему вы хотите работать именно у нас?»
Этот вопрос задают, чтобы узнать, прочитал ли человек что-то про компанию или нет. Если это Coca-Cola или Mars, то понятно, что можно ответить. Но если это, условно, ООО «Ромашка», то важно понять, насколько кандидат правильно подготовился к собеседованию. 80% людей вообще не понимают, куда идут. Особенно если это Zoom-собеседование и не надо искать адрес.
· Сайт компании. Узнайте имя генерального директора, чем занимается компания, где ведет свою деятельность, какие у нее ценности и миссия. В первую очередь обращайте внимание на информацию, связанную с вашей вакансией.
· Отчетность. Посмотрите данные по выручке компании, объемам продаж, имена учредителей. Найти эти данные можно по номеру ИНН в поисковике.
· Интервью генерального директора. Их можно найти в поисковике или на YouTube. Дополнительно можете ознакомиться с отзывами сотрудников о компании, но будьте осторожны, упоминая их на собеседовании.
Соискателю нужно знать, чем занимается компания, какой объем бизнеса, кто генеральный директор, кто конкуренты. И, соответственно, рекрутеру нужно дать понять: «Я про вас что-то прочитал, я про вас знаю». Цель — показать, что вы уже на самой ранней стадии провели исследование, потратили время, и, значит, в дальнейшем будете ценным сотрудником.
«Почему мы должны взять на эту работу именно вас?»
Часто работодатели пишут избыточные требования, их может быть 20. Надо подготовиться заранее: из этих 20 строчек выбрать две или три, в которых вы супер. Отвечая на этот вопрос, вспоминайте примеры из профессионального опыта.
Ни в коем случае нельзя говорить: «Потому что я ответственный, усидчивый». Бывает, соискатели говорят какие-то пространные вещи, за которыми нет оснований. «Я люблю работать с людьми», если про HR. Если про бухгалтера: «Я хорош в цифрах». Понятно, что все хороши в цифрах. Чем вы отличаетесь от других 100 человек, которые претендуют на вакансию?
«Кем вы видите себя через пять лет?»
В контексте последних двух лет вопрос, действительно, непростой. На него можно даже с юмором ответить: «Вы знаете, наверное, в 2019 году мы и подумать не могли, в каком мире окажемся в сентябре 2022 года».
Дальше обозначьте, какой тип карьеры вам интересен. Если вам интересно развиваться вверх, скажите, что хотите больше ответственности, чтобы дорасти до, условно, руководителя отдела. Если же хотите развиваться как эксперт, назовите отрасли, где планируете расширять свою экспертизу.
Во время собеседования можно также спросить, какие у компании планы на ближайшие пять лет. Например, можно узнать, собирается ли работодатель набирать еще работников в ваш отдел. Я бы рекомендовал так делать, потому что тогда диалог проходит в формате «равный — равный», а не «барин выбирает себе крепостных».
«Как вы проводите свободное время?»
Вероятнее всего, рекрутер хочет узнать, интересуется ли человек чем-то вообще. Если соискатель говорит, что у него нет хобби и в свободное время он смотрит телевизор — это тоже о нем много говорит.
Конечно, не надо говорить, что вы катаетесь на горных лыжах или прыгаете с парашютом, если вы этого не делаете. Но наверняка есть какая-то фишка, которая отличает вас от других. Подумайте об этом, потому что какая-то деталь про вас тоже врежется в память рекрутеру.
На более личные вопросы, например, о детях или личной жизни, я бы рекомендовал отвечать так: «Простите, пожалуйста, а какое отношение это имеет к описанной вакансии?» Аккуратно, без скандалов, без закатывания глаз вернуть этот вопрос. На мой взгляд, это недопустимое вмешательство в личную жизнь, и говорить об этом на собеседовании не нужно.
Что делать, если задают глупые вопросы?
Вопросы не всегда бывают удачными, и рекрутеры не всегда идеальны. Но с точки зрения соискателя любой самый глупый вопрос рекрутера нужно использовать как «пас», как шанс еще раз рассказать о себе. Отвечая на него, вы еще раз показываете, что подходите для вакансии, что вы — успешный кандидат.
Ни в коем случае не надо закатывать глаза, иронизировать: «Какой оригинальный вопрос!» Никакой пассивной агрессии. Это его рекрутерская работа. Ваша задача — пройти этот этап и получить оффер.
━━━━━
Степан Липатов