Звездный бизнес: как российские компании зарабатывают на космосе?
21 сентября с Байконура стартовал пилотируемый космический корабль «Союз МС-22». Он доставил на МКС трех космонавтов: россиян Сергея Прокопьева и Дмитрия Петелина, а также американца Франциско Рубио. Доставка экипажей в космос — дорогое удовольствие. А Россия — одна из немногих стран, которая предоставляет такие услуги. В честь успешного запуска «Союза МС-22» мы решили разобраться, сколько и на чем зарабатывают космические компании в России.
Сколько зарабатывают в космическом бизнесе?
Выручка «Роскосмоса» за 2021 год составила 10,5 млрд руб. Этот период компания провела с убытком в 1,19 млрд руб. Показатели госкорпорации ухудшились после начала пандемии. Еще в 2020 году выручка компании превышала 17,4 млрд руб., а чистая прибыль — 12 млрд руб. Допандемийные показатели были и того лучше — свыше 22,2 млрд руб. выручки и 12,5 млрд руб. чистой прибыли.
Пандемия коронавируса болезненно сказалась на «Роскосмосе» по нескольким причинам. Из-за локдаунов не удалось выполнить многие зарубежные контракты, нарушились поставки, а сотрудников пришлось отправлять в простой и выплачивать им зарплаты в «нерабочие дни». В корпорации сообщали, что пандемия принесла «чистый убыток» в 6,5 млрд руб.
Доходы частных космических компаний в РФ скромнее. В основном это стартапы, которые привлекают гранты на разработку новых технологий или обслуживают частных клиентов. Например, Avant Space получила от «Сколково» 60 млн руб. на разработку систем рекламы в космосе. А компания «Стратонавтика», которая организует запуски в стратосферу, получила в 2021 году выручку в 3,32 млн руб. с прибылью в 971 тыс. руб.
На чем зарабатывают космические компании?
Деятельность «Роскосмоса» напрямую финансируется из госбюджета. В 2022 году компании должны были выделить больше 210 млрд руб., однако в феврале эту сумму урезали почти на 300 млн. Еще одна важная статья доходов «Роскосмоса» — услуги по запускам в космос. Корпорация отправляет в космос как искусственные спутники, так и людей. Запуск астронавтов «Роскосмос» продает западным компаниям, в том числе NASA. Стоимость такой услуги может превышать $80 млн. Это приносит «Роскосмосу» существенные доходы, поскольку российские космодромы — одни из немногих на планете, откуда можно отправиться на МКС.
До 2011 года «Роскосмос» катал до МКС туристов по $20-40 млн на человека. За пять лет существования услуги ей воспользовались семь туристов из США, ЮАР и Канады. Один из них — американский миллиардер Чарльз Симони — слетал до станции дважды: в 2007 и 2009 годах. Желающих было еще больше, но не все из них прошли тренировки перед полетом, а некоторым полететь в космос не позволило здоровье.
Однако после того, как NASA закрыло программу Space Shuttle, корпорации стало выгоднее обслуживать американцев, и для туристов мест не осталось. Зато туристические билеты в стратосферу планирует продавать «Стратонавтика». Стартап рассчитывает отправлять клиентов на 30-40 км над землей. Пока компания осуществляет только научные и образовательные запуски людей и спутников.
«Роскосмос», помимо прочего, производит и продает двигатели и другие детали для космических кораблей. Спутники «Роскосмос» создает для развивающихся стран и государств СНГ. Правда, они не пользуются большой популярностью — с 2008 года их продали чуть больше десяти. И до сих пор не все из них вышли на орбиту. Но не только «Роскосмос» производит и запускает спутники в РФ. Такие компании, как «Астрономикон» и «Спутникс» создают сверхмалые спутники, которые нужны для навигации и мониторинга экологии. За десять лет существования «Спутникс» вывел на орбиту пять агрегатов.
Также в ноябре 2020 года «Роскосмос» зарегистрировал в Роспатенте товарный знак «Поехали!» для духов, одежды, драгоценных металлов, детских игрушек и даже лекарств. Экс-глава компании Дмитрий Рогозин тогда говорил, что товарный знак зарегистрировали, чтобы «космические бренды» не пошли «по рукам и по глоткам» (в качестве примера он продемонстрировал бутылку водки под названием «Поехали!»). Но кто знает, возможно, в будущем «Роскосмос» будет продавать не только ракеты-носители, но и духи.
Как санкции отразятся на доходах компаний?
После начала СВО западные страны ввели санкции против «Роскосмоса». В NASA уточнили, что смогут продолжить сотрудничество с РФ по некоторым проектам. Однако Россия решила выйти из проекта МКС к 2024 году — тогда заканчивается срок службы станции. Из-за этого иностранные партнеры могут перестать пользоваться дорогостоящими услугами «Роскосмоса» по отправке космонавтов на МКС.
Новый руководитель «Роскосмоса» Юрий Борисов называет ситуацию в отечественной космонавтике «сложной». Тем не менее глава корпорации уверен, что Россия найдет способы выйти из нее. Хотя некоторые сделки с западными странами остановились, «Роскосмос» продолжает обслуживать российские ведомства и сотрудничать с партнерами из дружественных стран.
А вот частным компаниям придется сложнее, потому что они, в отличие от «Роскосмоса», не финансируются из госбюджета. Во-первых, большинство из них были ориентированы, на зарубежных клиентов. Теперь из-за санкций, они могут потерять контракты с иностранцами.
Во-вторых, из-за прекращения поставок частные космические компании в РФ могут лишиться важных импортных технологий. Компаниям придется переориентироваться на внутренний спрос, который пока не слишком высок. Закупать недостающие технологии можно попробовать в Китае — это единственная из дружественных стран с развитой космической программой.