hp koch/Unsplash
hp koch/Unsplash

Он у нас (не) ручной: зачем нужна зоопсихология и как правильно общаться с животными

Многие подходы к пониманию питомцев устарели, и их ни в коем случае нельзя применять в общении

В современном мире профессию зоопсихолога можно понимать так: люди, которые занимаются поведением различных животных и их адаптацией к определенным окружающим условиям. В честь Дня защиты животных, который отмечается 4 октября, мы поговорили с экспертами в области зоопсихологии Дарьей Брагиной (птицы) и Анной Макашовой (кошки, собаки, крысы), чтобы разобраться, как правильно вести себя с питомцами.

Как работают зоопсихологи?

Анна Макашова

Зоопсихолог способен общаться с любыми животными, но все же базового образования для этого может оказаться недостаточно. Поэтому существуют дополнительные программы подготовок, где глубже изучаются особенности отдельных видов.

Лично я без проблем работаю с собаками, потому что занималась с ними и проходила курсы по кинологии еще задолго до начала обучения на зоопсихолога. Кошек тоже беру на консультации. Также есть немного опыта работы с крысами. А вот работать с птицами, например, уже не взялась бы без дополнительной подготовки.

В чем разница работы с кошками и собаками?

Работать с кошками сложнее, чем с собаками, но при правильном подходе это вполне возможно. Дело в том, что собаки более расположены к контакту с человеком, открыты к любым просьбам. Также они в основном отражают наше настроение. Вы можете разбудить собаку посреди ночи (но делать это, конечно, не рекомендуется, здоровый сон — залог успеха) и попросить что-нибудь для вас сделать. Она с удовольствием это выполнит (при наличии мотивации, конечно).

Кошкам тоже в основном нравится контакт с человеком, они также способны к установлению глубокой эмоциональной связи с хозяином. Но все же для них в приоритете свое настроение и желания. Поэтому если собаки готовы подстраиваться под нас в процессе взаимодействия, то под кошек приходится подстраиваться нам самим. В плане поощрения все работает точно так же, как и у собак, просто им немного сложнее угодить в выборе мотивации.

Также нельзя забывать о продолжительности занятий. Если собака готова работать хоть целый час без перерывов (хоть это и не очень правильно), то внимание кота уже через 10 минут будет сложно удержать даже при помощи вкуснейшего мяса. Но не стоит забывать о том, что все животные, даже в рамках одного вида, индивидуальны. С отдельно взятой кошкой может оказаться даже легче работать, чем с отдельно взятой собакой.

Дарья Брагина

Направление зоопсихологии птиц крайне молодое. Не следует путать его с простой дрессировкой. Можно привести пример, понятный всем.

Допустим, люди хотят, чтобы попугай летал на руку, делал трюки или хотя бы не был агрессивным и прилетал пообщаться сам. А получают шипящий комочек, боящийся рук и начинающий переживать от одного взгляда на него. Эдакий неуловимый вертолет, с которым невозможно договориться. В таких случаях хозяева говорят: «Он у нас не ручной».

Так происходит, потому что у птицы нет базового доверия к людям, а люди не знают, что нужно животным, и как это доверие завоевать. Зоопсихолог в данном случае занимается сразу всем: оценивает темперамент и психическое состояние, решает задачи зоодизайна, помогает человеку научиться правильно общаться с животным — выявлять потребности и определять эмоции.

Зоопсихология — не про подлеты на руку и не про пение по команде, а про действительно комфортную и осознанную жизнь с животным и решения, приводящие к этому.

Какие ошибки допускают хозяева?

Анна Макашова

Самое важное, чего ни в коем случае нельзя делать, — физически наказывать животных. Такой подход уже давно устарел и новые исследования доказали, что это абсолютно неэффективно, даже если не рассматривать моральную сторону этого вопроса.

Во-первых, грубость и наказания — это всегда стресс, а он отрицательно влияет на любой организм. Во-вторых, у животных плохо сформированы причинно-следственные связи. Если вы тычете носом в лужу котенка, только вы понимаете, чем он «заслужил» такое наказание. Котенок же может связать это просто с существованием лужи в этом месте (ведь о том, как он ее делал, уже давно забыто). Он начнет прятать от вас лужи и параллельно бояться любого появления воды.

Дарья Брагина

Птицы — дикие, не одомашненные на данный момент животные. Для выживания они должны принимать решения самостоятельно, а поэтому склонны делать только тот выбор, что им выгоден, и отношения нужно строить с учетом именно этого. Потребности, способ выражения эмоций, физиология и у птиц, и у нас совершенно разные. Это важно понимать.

Маугли от мира птиц

Есть особая группа птиц, которую можно встретить в продаже — птицы-импринты. Такие животные воспринимают людей, как сородичей. Но импринт — не то же самое, что адаптированные и желающие общаться с людьми собаки и кошки. Это, скорее, Маугли от мира птиц. Они не осознают себя птицей, не знают птичьих манер, а потому не смогут образовать адекватную пару с биологическим сородичем. Если вообще захотят, поскольку они скорее будут искать полового партнера среди людей (то есть, тех, кого считают сородичами), со всеми вытекающими — приглашая совершить половой акт и агрессивно прогоняя всех лишних.

Причем у многих видов половое созревание наступает в возрасте трех-четырех лет, поэтому люди попадают в ловушку, когда всегда общительная и ласковая птица внезапно начинает агрессивно бросаться на членов семьи, кроме кого-то одного. Импринтинг на человека часто можно квалифицировать как тяжелое психическое расстройство, с которым животное останется на всю жизнь. Поэтому выбирая в компаньоны птицу, следует понять, что они из себя представляют на самом деле вне питомников, не формируя картину по психически нездоровым животным.  

Птицам требуется огромное количество полетов, большое количество впечатлений, разнообразный рацион и социальное взаимодействие с сородичами. Большая их часть — высокоорганизованные социальные животные. Чтобы понять, как правильно содержать птицу, нужно интересоваться тем, как живут их дикие собратья, — как общаются, что кушают, сколько двигаются. Рекомендации зоомагазинов или случайных сайтов в интернете, к сожалению, часто направлены на совершение вами покупки, а не на улучшение условий содержания птицы, ведь все, что нужно для этого, можно найти в ближайшем лесу (палочки для грызения и присады) и продуктовом магазине.

Исходя из этого, птиц нельзя:

・содержать без возможности регулярных полетов
・кормить однообразно
・изолировать от сородичей, создавая имитацию общения вместо полноценного (нельзя использовать игрушки и зеркала, они сводят птиц с ума)
・применять к ним насильственные действия: удерживать в руках, насильно мочить, насильно кормить, подбрасывать из рук.

Черный ворон мутации ino
Черный ворон мутации ino
Сипуха
Сипуха
Канюк
Канюк

Зоопсихологи призывают не игнорировать потребности животных. Если у зверя резко появилась новая проблема в поведении — сначала следует обратиться к ветеринару.

Что делать, чтобы расположить к себе птицу или зверя?

Дарья Брагина

Для начала вы должны быть уверены, что все базовые потребности закрыты. Рацион должен быть полноценен — в соответствии с видом.

Определять здоровье или нездоровье птицы может только ветеринарный врач, занимающийся лечением после результатов обследования, — как минимум осмотр, рентген, анализы. Визуально животные порой не выказывают течение заболеваний годами, поэтому может оказаться, что «спокойная ручная птица» все это время терпела боль.

Птица имеет персональное место для отдыха от вас и любых других животных. Ей есть чем заняться. Важно понимать, что для большинства крылатых, которых мы содержим (попугаи), «занятие» — это перемещаться от точки к точке в поисках еды, решать головоломки с ее добыванием, а также общаться с сородичами. Поведение часто является видоспецифичным, поэтому понятие развлечений и занятий варьируется, исходя из задачи этого вида в природе. Наблюдения за дикими особями или консультация с птичьим зоопсихологом поможет понять, чем и как занять конкретно вашу птицу.

Пустельга
Пустельга

Если все базовые потребности птицы закрыты, вы можете быть уверены, что знаете ее: пугливая или наоборот — боевой вертолет, готовый всегда отстоять себя; какие цвета и текстуры ее интересуют, какие звуки ей нравятся, какое время дня самое приятное. Исходя из этого, получится построить тактику общения.

Например, пугливый меланхоличный попугай, любящий яблочное пюре, может стать к вам лояльнее, если после вашего появления в комнате будет появляться миска лакомства. И наоборот.

Анна Макашова

Чтобы наладить дружбу с животным, прежде всего не стоит быть слишком настойчивым. Понаблюдайте за ним, а хочет ли это животное (будь то собака, кошка, хомячок или кто-то еще) в данный момент с вами общаться? Дайте возможность выбора и самостоятельного проявления инициативы.

Также будьте максимально логичны и последовательны — всем зверям и птицам прежде всего важно понимать, что вы из себя представляете и чего стоит ожидать. Создайте безопасную атмосферу, и тогда животное само к вам потянется.

Бывают ли у животных психические заболевания?

Дарья Брагина

Да. Отличия — в терминологии и оценке состояния: например, у животных можно встретить симптомокомплекс, похожий на ОКР, но он будет упоминаться как КР, так как говорить о процессах мышления, при которых возможна обсессия, можно только в контексте людей.

Медикаментозное лечение может подбирать только врач, задача зоопсихолога — помочь владельцу создать такую среду для птицы, чтобы ей было легче с этим справляться, либо, если заболевание не диагностировано, — направить к врачу, заподозрив неладное.

Сейчас в России существует ряд реабилитационных центров. Большая часть пациентов — птицы, пострадавшие от антропогенного влияния: их подстрелили, они ударились о здания или провода, отравились. И я, и мои коллеги редко находим птиц сами — чаще с ними обращаются люди.

Поступающее животное обследуется ветеринарным врачом, лечится волонтерами на базе центра реабилитации, после чего птица отправляется в вольеры. Все это (обследование, корма, аренда, вольеры, коммуналка, корма) не бесплатно, поэтому центры всегда нуждаются в волонтерской и финансовой помощи. Они не спонсируются государством. Помощь возможно получить только благодаря грантам, за которые приходится бороться с другими НКО.

Реалибилитация соколов и волонтерство в приютах

Дарья Брагина

Я работаю со всеми видами птиц и как врач, и как зоопсихолог. Особое внимание я уделяла маленьким соколам — пустельгам. Проект закрыт, но на моем участке до сих пор стоит большой вольер и в нем живет несколько птиц.

В основном я занималась хищниками. В их отношении существуют древние методики сокольничества, но все они, скорее, похожи на дрессировку: конечная цель сокольника — это рабочая птица, которая поможет вернуться с добычей домой.

Я изучала поведение хищных птиц с другой стороны — не ставя цель сделать из них партнеров по охоте, и оказалось, что пустельги любят играть с маленькими резиновыми мячиками, хорошо обучаются доставать еду из труднодоступных мест (например, если завернуть ее в полотенце), а в юном возрасте до достижения половозрелости — предпочитают спать в большой пустельжиной куче.

В природе такие условия и ситуации не создаются: птицы живут парами только в сезон размножения, не тратят время на игры и энергию на вытаскивание еды из сложных мест. Не все хищники рождаются прирожденными охотниками. Иногда им нужна помощь. Элементы сокольничьей дрессировки я использовала, чтобы научить таких птиц охотиться лучше и стать увереннее в себе, прежде чем выпускаться в природу.

Также нередко приходится помогать калеченным диким птицам, которые никогда не вернутся в природу, адаптироваться к условиям неволи. Наличие людей рядом и невозможность от них улететь у таких птиц вызывает сильнейший стресс, который в долгосрочной перспективе сказывается на ментальном и физическом здоровье, а потому очень важно найти к ним подход, научив доверять людям на расстоянии как минимум двух метров. Так, хотя бы смена еды в мисках не будет восприниматься как ежедневная угроза жизни.

Анна Макашова

Лично я не встречала приютов, в которых бы зоопсихологи числились как штатные сотрудники, но знаю много случаев, когда зоопсихологи консультировали работников приюта в случаях со сложными животными, а также проводили семинары, где учили их лучше понимать своих подопечных.

Думаю, сотрудничество со специалистом на постоянной основе — это больше вопрос финансирования приютов. Я занималась частной дрессировкой и коррекцией поведения собак в маленьком городке Хорватии. В начале деятельности договорилась с местным приютом о бесплатных консультациях для людей, взявших у них животное. Таким образом и людям помогла, и городок узнал о появлении специалиста.

━━━━━

Поговорила Анастасия Дегтярева