В России скупают военную экипировку. Хватит ли мобилизованным снаряжения?
Минобороны рекомендовало призванным по частичной мобилизации брать с собой только самое необходимое. Однако магазины с военной и туристической экипировкой, а также аптеки сообщают о резко возросшем спросе среди россиян и дефиците некоторых товаров. Рынок оказался не готов к частичной мобилизации, и поставщикам требуется время, чтобы удовлетворить ее потребности. При этом нехватка продукции связана не только с СВО, но и с сезонностью. Разбираемся, какие товары скупают в российских военторгах, почему дефицит растет и когда он закончится.
Какие товары раскупают?
Частичная мобилизация проходит в преддверии зимы, поэтому по всей стране активно покупают термобелье, зимние куртки и обувь. Некоторые производители признаются, что их сотрудникам приходится работать сверхурочно, чтобы удовлетворить спрос. Скупают и туристические товары: спальные мешки, рюкзаки, газовые горелки, походные коврики, фонарики, батарейки. В результате цены на такие товары в среднем увеличились на 10-20% по стране.
Минобороны сообщало, что по желанию мобилизованные могут взять некоторые из этих товаров с собой, а всем необходимым обмундированием их обеспечат. Тем не менее в РФ резко вырос спрос на специализированные товары для военных: бронежилеты, каски, камуфляжные халаты, берцы. Некоторые военторги сообщают, что этих товаров почти не осталось. В других специализированных магазинах отсутствуют только отдельные позиции. Участники рынка отмечают, что дефицит и рост цен особенно ощущаются по средствам защиты.
Вместе с этим увеличился спрос на лекарства и другие медицинские товары. В фармкомпаниях рассказывают, что списки необходимых препаратов мобилизованным выдают в военкоматах. Туда входят противовирусные, обезболивающие и кровоостанавливающие средства, бинты, жгуты. Особенно не хватает последних, отмечают участники рынка. В некоторых аптеках и магазинах найти нужные товары становится все сложнее.
Также, по данным ритейлеров, россияне стали покупать все больше кнопочных телефонов. В некоторых магазинах спрос на них вырос вдвое или даже втрое. Это связано с тем, что мобилизованным запрещено брать с собой в части смартфоны, а кнопочные телефоны — разрешено.
Почему растут цены и дефицит?
Рынок оказался не готов к резкому росту спроса. До частичной мобилизации такой потребности в некоторых товарах попросту не было. Это касается не только бронежилетов и касок, но и медицинской продукции. Участники рынка сообщают, что магазины не держали в запасе много жгутов или наборов для перевязок, потому что спрос на них был низким. Поставщикам этих товаров нужно время, чтобы адаптироваться к новым условиям и нарастить поставки.
Кроме того, некоторые производители специализированной одежды жалуются на нехватку швей. По их словам, для создания таких товаров подходят не все специалисты. Поставщики опасаются, что их сотрудников призовут на службу, и тогда наращивать производство будет сложнее. Вместе со спросом растут и цены на специализированную одежду. На это влияет и общее подорожание материалов, признают участники рынка.
Однако дело не только в частичной мобилизации. Рост спроса на лекарства, например, связан с приходом сезона ОРВИ и гриппа. Традиционно осенью россияне чаще покупают жаропонижающее, противовирусные лекарства и антибиотики. Это касается и теплых вещей. В преддверии холодов спрос на термобелье, зимнюю одежду и обувь традиционно растет.
Как долго это продлится?
Некоторые участники рынка считают, что нарастить предложение оперативно сейчас невозможно. По их мнению, в отрасли слишком мало игроков, чтобы обеспечить необходимым всех мобилизованных. Тем временем производителям приходится менять бизнес на ходу — отказываться от части продукции или шить только на заказ. Однако аналитики отмечают, что в сегменте спецодежды достаточно много производителей, поэтому дефицит быстро ликвидируется.
При этом россияне жалуются, что цены на товары для мобилизованных растут. ФАС уже предупредила продавцов, что завышать цены недопустимо. По данным «Известий», ведомство проверяет, насколько обоснованно «Военторг», «Спортмастер» и HAKKI повысили цены. Если выяснится, что сети спекулируют на повышенном спросе, их ждет наказание.
━━━━━
Степан Липатов