От Конфуция до Википедии: учителя, которые изменили мир
Преподавание — это единственная профессия, которая создает все остальные. Без хороших учителей не было бы ученых, политиков, инженеров, врачей, писателей и художников. Когда мы говорим о роли педагога в процессе обучения, это касается не только учебы или спорта, но и всех аспектов жизни. Рассказываем про великих преподавателей, которые изменили мир.
Конфуций стал первым частным учителем
Конфуций родился в знатной семье Китая. В те времена только императорским особам и знати разрешалось учиться, да и то у государственных наставников.
Конфуций стал первым частным преподавателем, который обучал всех, кто хотел стать умнее. Его учение оказало глубокое влияние на жизнь Китая и Восточной Азии, став основой философской системы, известной как конфуцианство.
Китайский ученый основал первый университет и систематизировал летописи, составленные в разных княжествах. Учение о правилах поведения князей, чиновников, воинов и крестьян распространялось в Китае так же широко, как учение Будды в Индии.
Конфуций сформулировал золотое правило этики: «Не делай человеку того, чего не желаешь себе».
Энн Салливан расширила стандарты для людей с инвалидностью
Энн было всего 20 лет, когда ее впервые наняли в качестве гувернантки для глухой и слепой Хелен Келлер в 1887 году. Сама Энн была слепой большую часть своей жизни. Это дало ей возможность заглянуть (в самом полном смысле этого слова) в замкнутый мир маленькой девочки.
Однажды Салливан поместила одну руку подопечной под проточную воду, а на другой вывела «в-о-д-а», чтобы показать тем самым, что к вещам прикреплены слова. Вскоре Келлер научилась выражать мысли далеко за пределами ряда примитивных знаков. Слепая и глухая девочка стала писательницей.
Спустя годы и преподавательница, и ученица вошли в историю. В 2003 году Салливан была введена в Национальный зал славы женщин.
Константин Ушинский сделал систему образования более демократичной
Преподаватель XIX века и основоположник научной педагогики в России стремился сделать образование доступным для народа и боролся со стереотипом, что учеба — привилегия избранных.
В 1859 году Ушинского пригласили на должность инспектора классов Смольного института благородных девиц. Там ему удалось провести значительные прогрессивные изменения. Исходя из своего главного принципа демократизации образования и народности воспитания, ему удалось убрать существовавшее до этого разделение состава учащихся на «благородных» и «неблагородных».
Именно Ушинский ввел практику преподавания учебных предметов на русском языке (вместо французского) и открыл специальный класс, в котором учащихся готовили для работы в качестве воспитательниц.
Педагог выпустил первые в стране массовые учебники для маленьких детей «Родное слово» и «Детский мир», а также методическое пособие по преподаванию родного языка, которое издавалось более 140 раз.
Мария Монтессори создала новый стандарт образования
Будучи единственной женщиной, посещавшей школу для мальчиков, Мария Монтессори преуспела в учебе и в конечном итоге получила степень, которая сделала ее одной из первых женщин-врачей в Италии.
Важнейшей среди ее теорий была идея о том, что дети в основном учатся сами, а обязанность учителя состоит в том, чтобы создать соответствующую среду для обучения и зажечь искру, которая позволит детям развиваться естественным образом. Ее подопечные учились у своего окружения, а не сидели, слушая лекции. Таким образом ее система помогла расцвести новым умам XX века.
Школа Монтессори занесена в Книгу рекордов Гиннеса. Марию трижды выдвигали на Нобелевскую премию мира.
Антон Макаренко помог детям пройти социализацию
Достижения в области воспитания и перевоспитания беспризорников сделали Макаренко выдающейся личностью. ЮНЕСКО отнесла его к четырем преподавателям, определившим способ педагогического мышления в XX веке.
Свою образовательную систему он воплотил, работая в трудовой колонии для несовершеннолетних преступников. Он помог сотням детей пройти социализацию и подготовил их к реальной жизни. Макаренко считал, что хороший учитель должен верить в своих учеников, отлично знать предмет и незамедлительно действовать, опираясь не на книжные формулы, а на собственный опыт.
На основе обычаев народной педагогики Макаренко разработал теорию укрепления воспитательного коллектива. В своих трудах он утверждал, что применяемая им в уголовно-исправительных заведениях система предназначается для всех школьников и всех учебных заведений.
Ханан Аль-Хруб создала безопасное пространство в классе
Аль-Хруб выросла в лагере для беженцев. В детстве она регулярно становилась свидетелем различных актов насилия. Палестинка решила заняться преподаванием после того, как солдаты обстреляли ее собственных детей по дороге домой из школы.
Будучи учительницей, Аль-Хруб заметила, что дети приносят насилие, которое они видели во внешнем мире, в класс. Она разработала специальный подход для борьбы с этим, основанный на построении доверительных отношений и поощрении учащихся к совместной работе через обучение и игру.
С тех пор она преподавала в лагерях палестинских беженцев, и ее методы оказались настолько успешны, что теперь их практикуют во всем мире. В 2016 году преподавательница получила Глобальную премию учителей.
По ее словам, «мы должны учить детей тому, что наше единственное оружие — это знания и образование».
Википедия помогает нам всем
Запущенная в январе 2001 года Джимми Уэйлсом и Ларри Сэнгером, Википедия стала самым крупным и наиболее популярным справочником в Интернете, а также, вероятно, важнейшим электронным учителем многих современных детей.
По объему сведений и тематическому охвату Википедия считается самой полной энциклопедией за всю историю человечества. Тем не менее ее надежность и точность вызывают вопросы. Ресурс критикуют за возможность добавления ложной или непроверенной информации. Однако исследования свидетельствуют о том, что следы вандализма обычно оперативно устраняются, а факты подкрепляются убедительными доказательствами.
━━━━━
Анастасия Дегтярева