Информационный пузырь: как работают современные поисковики?
Кажется, что сегодня нам доступна любая информация: люди могут получить доступ практически ко всему, стоит лишь сформулировать верный запрос в поисковике. Однако технологии, которые привели к этому, на самом деле нас ограничивают. Рассказываем, как люди оказываются и изоляции от некоторого контента и как с этим справиться.
Все дело в «умной» ленте
Это особые алгоритмы, которые фиксируют поведение человека в интернете. Они замечают, на какой пост пользователь потратил больше времени, а какой мгновенно пролистнул, анализируют лайки, подписки и даже, если говорить о компьютере, движения курсора.
Это позволяет подбирать интересные для вас новости: например, если вы никак не реагируете на связанные со спортом статьи и фотографии, то социальные сети или поисковики перестанут вам их «подсовывать». Постепенно ваша лента полностью подстроится под вас, а скучная информация будет отфильтровываться.
В чем же проблема?
Это ограничивает пользователя: он не получает альтернативных взглядов на те или иные вещи.
Например, консерватор никогда не узнает о том, почему либералы желают смены власти и наоборот. Это приводит к интеллектуальной изоляции и необъективной картине действительности.
Активист и популяризатор данной проблемы Илай Парайзер рассказывает, насколько разную информацию могут получить люди по одному и тому же запросу. Один человек, загуглив транснациональную нефтегазовую компанию, получил только новости о ее последних инвестициях. Другой же узнал о взрыве нефтяной платформы, которой та владеет.
Таким образом, поисковики, хоть и служат самым быстрым способом что-то разузнать, не позволяют всестороннее оценить проблему.
Можно ли отключить персонифицированный поиск?
К сожалению, окончательно отказаться от него не выйдет: большинство сайтов используют куки-файлы и не дают доступа к информации до тех пор, пока человек на это не согласится.
Однако после взрыва недовольства по поводу того, насколько однобокая информация доступна, Google и другие топовые поисковики добавили возможность это регулировать: можно смотреть и персонифицированные, и общие результаты.
Таким образом, мы все еще обладаем незначительной властью над медиапространством, хоть за достоверность и придется расплатиться собственным комфортом.