David Falconer/U.S. Environmental Protection Agency
David Falconer/U.S. Environmental Protection Agency

Первый энергетический: как разворачивался нефтяной кризис 1973 года

Причиной кризиса стала ссора США с крупнейшими экспортерами нефти. Спустя почти 50 лет Вашингтон повторяет те же ошибки

17 октября 1973 года арабские страны объявили США и их союзникам нефтяное эмбарго. Это событие стало отправной точкой для первого в истории масштабного энергетического кризиса, который стал настоящим шоком для Запада. Рассказываем, почему начался нефтяной кризис, что позволило его преодолеть и почему спустя 50 лет оказалось, что США сделали неверные выводы из тех событий.

«Сами пейте свою нефть»

Нефтяной кризис 1973 года стал результатом длительного конфликта между США и арабскими странами-производителями нефти. Первые ростки напряжения стали появляться еще в 1971-м, когда администрация Ричарда Никсона отказалась от привязки доллара к золоту.

Отмена золотого стандарта в США и последовавший за ней обвал доллара стали неожиданностью для ближневосточных производителей нефти, чьи экономики зависели от торговли с Америкой. Поскольку экспортные контракты арабов были номинированы в долларах, они стали стремительно терять прибыль — для сохранения денежных потоков экспортеры какое-то время даже хотели перейти на расчеты в золоте.

Волюнтаристское решение Никсона оставило неприятный осадок у арабов. Но недовольство прорвалось наружу только во время войны Судного дня против Израиля. Боевые действия начались 6 октября 1973 года, когда Египет и Сирия внезапно атаковали его со стороны Синайского полуострова и Голанских высот. Израильтяне оказались не готовы к внезапному нападению, из-за чего ЦАХАЛ понесла большие потери в живой силе и технике.

На фоне тяжелой ситуации США решили поддержать Израиль, запустив 12 октября операцию «Никелевая трава» (Nickel Grass) по стратегической переброске вооружений ЦАХАЛ. Очередной недружественный шаг Штатов привел арабов в бешенство — 16 октября страны ОАПЕК резко повысили цены на свою нефть на 70%, а на следующий день они сократили производство на 5% и пригрозили США и их союзникам нефтяным эмбарго.

Дальше конфликт пошел по накатанной. 17 октября арабы направили в Вашингтон дипломатов Саудовской Аравии, Марокко, Алжира и Кувейта, чтобы добиться уступок от администрации Никсона. Однако там их встретили прохладно. На одной из пресс-конференций американский журналист оскорбил представителя саудитов, посоветовав ему «пить свою нефть». А 19 октября Никсон запросил у Конгресса отправку Израилю дополнительных вооружений на $2,2 млрд (хотя тот просил лишь $850 млн). После этого арабы претворили свою угрозу в жизнь.

«Обратно к пещерным людям»

19 октября нефтяное эмбарго официально вступило в силу. Помимо США, под него также попали Великобритания, Япония, Нидерланды и ряд других стран, поддержавших Израиль. ОАПЕК полностью запретила импортировать туда нефть и дополнительно сократила производство, чтобы еще сильнее взвинтить цены на рынке.

Несмотря на бравурные заявления, американцы оказались не готовы к такому повороту событий. На момент эмбарго экономика США год от года потребляла все больше энергоресурсов. Вместе с тем их нефтедобывающая индустрия не поспевала за растущим спросом: она наращивала добычу вплоть до 1969 года, но по мере истощения месторождений производство стало падать, а зависимость США от импорта — усиливаться. В 1969-1973 гг. Америка нарастила закупки нефти из-за рубежа больше чем на 50%, но еще в полной мере не осознала своей энергетической уязвимости.

Американский водитель в очереди за бензином. Источник: U.S. Environmental Protection Agency
Американский водитель в очереди за бензином. Источник: U.S. Environmental Protection Agency

Результат такой политики оказался плачевным. В течение нескольких месяцев после вступления эмбарго в силу цена барреля нефти взлетела на 300%, а США впервые в истории столкнулись с масштабным энергетическим голодом. Цены на бензин выросли с 38 до 55 центов за галлон — они потянули за собой инфляцию (в 1973 г. она достигла 8,7%) и безработицу (превысила 9%). По всей Америке растянулись многокилометровые очереди автомобилистов на заправки, которые сами страдали от дефицита горючего. К февралю 1974-го 20% бензоколонок полностью опустели.

Нефтяной кризис заставил власти США срочно ввести рационирование топлива и сократить потребление горючего везде, где только возможно. Под нож пошли планы украсить города гирляндами на Рождество, автомобилистам жестко ограничили скорость, а Никсон лично просил нефтяников не торговать бензином по субботам и воскресеньям. Доходило до того, что в некоторых штатах машинам с номерами, заканчивающимся на четные числа, продавали горючее только по четным дням.

Рационирование усугубило кризис подпольной продажей топлива и неприятными инцидентами, вроде драк в очередях за топливом. «Это превращает нас в животных. Мы возвращаемся обратно к пещерным людям», — описывали очевидцы события тех лет.

По другим западным странам эмбарго ударило и того сильнее, ведь они зависели от ближневосточной нефти на 80-90%. На фоне тяжелой ситуации голландцам угрожали тюремным сроком за превышение установленного лимита потребления электроэнергии. А власти Британии запретили своим гражданам пользоваться транспортом по выходным и рекомендовали отапливать лишь одну комнату в помещении.

Вызванный нефтяным эмбарго кризис спровоцировал затяжную экономическую рецессию на Западе, которая продлилась до 1975 года. За это время мировой ВВП потерял 3,2%.

Неверный урок

От полного краха в первые месяцы эмбарго американцев и их союзников спасли только имевшиеся у них запасы нефти. США попытались решить проблему реализацией программы энергетической независимости и созданием вместе с союзниками «картеля потребителей» для контроля цен.

Однако эти меры не помогли справиться с кризисом. Поэтому Вашингтону ничего не осталось, кроме как вернуться к переговорам с арабами по снятию ограничений. Компромисса удалось достичь только в марте 1974 года. В результате Саудовская Аравия и ОАПЕК согласились снять эмбарго с США (торговлю с другими странами возобновили несколько позже), а в ответ Вашингтон пообещал Эр-Рияду оружие и более «взвешенную» позицию по Израилю.

Митинг против повышения цен на топливо в ФРГ. Источник: ASSOCIATED PRESS/ТАСС
Митинг против повышения цен на топливо в ФРГ. Источник: ASSOCIATED PRESS/ТАСС

Итоги нефтяного кризиса принято считать неоднозначными. С одной стороны, арабам не удалось достичь прекращения израильской оккупации Синайского полуострова и Голанских высот. С другой, энергетическое эмбарго преподало ценный урок Штатам и их союзникам, которые привыкли жить с дешевой энергетикой и воспринимали ее как данность.

Первые выводы США сделали в 1975 году, когда создали Стратегический нефтяной резерв. Одновременно с этим американские компании приступили к поиску новых месторождений и стали проявлять больше интереса к альтернативным источникам энергии. Точно так же поступили и в Европе, где сделали ставку на ядерную энергетику и диверсифицировали поставки за счет торговли с СССР.

Спустя почти 50 лет уроки нефтяного кризиса 1973 года снова становятся актуальными для США и Европы. Сейчас на Западе убеждены, что справиться с его последствиями помогли исключительно технологические инновации. И на фоне нового топливного голода США и ЕС надеются на «зеленое» чудо, которое покончит с их зависимостью от ископаемых видов энергетики.

Тем не менее историк кризиса 1973 года Марино Оффант убежден в обратном — мир вышел из него более зависимым от углеводородов из Персидского залива, чем когда бы то ни было. «Мы можем обнаружить себя в сценарии 1970-х гг., когда США осознали, что цена независимости от Саудовской Аравии была настолько высокой, что им будет проще найти способ двигаться дальше вместе, — рассуждает он. — В этом случае ЕС может заключить, что у него нет альтернатив российскому газу, и договориться с Россией о новом взаимовыгодном партнерстве».

━━━━━

Виталий Рюмшин