Netflix/YouTube
Netflix/YouTube

Самый реалистичный, но спорный жанр: за что любят и критикуют тру-крайм

Полудокументальные фильмы про серийных убийц могут дискредитировать жертв и романтизировать преступников

Сериал про серийного убийцу из Милуоки «Монстр: История Джеффри Дамера» стал вторым по популярности шоу Netflix, набрав за месяц более 820 млн часов просмотров (больше только у четвертого сезона «Очень странных дел»). Последние годы проекты о реальных убийствах и их расследованиях стремительно завоевывают аудиторию и уже не кажутся чем-то необычным. В чем секрет успеха жанра тру-крайм, почему людям так нравится смотреть истории про маньяков и насколько это вообще нормально? Разбираемся.

Что такое тру-крайм

Тру-крайм — это жанр, в котором автор подробно анализирует реальное преступление. На появление тру-крайм в киноиндустрии (а нам сегодня интересная именно эта сторона вопроса) повлияли художественные фильмы про существующих и вымышленных маньяков: уже в конце 1970-х вышел сериал про главу секты Чарльза Мэнсона «Хелтер Скелтер», а чуть позже абсолютно фантастический, но пугающий «Кошмар на улице Вязов».

Фильмы и сериалы предлагали зрителю погрузиться в историю, прочувствовать на себе весь ужас происходящего и в какой-то степени принять участие в расследовании преступления. Однако было одно ключевое отличие между теми же «Хелтер Скелтер» и «Кошмаром на улице Вязов» — секта Мэнсона действительно убила беременную жену режиссера Романа Полански (и многих других людей), а Фредди Крюгер был всего лишь вымыслом сценаристов.

Серийные убийцы стали одними из главных героев кино, а соответствующих проектов с каждым годом становилось все больше. Зрителей заинтересовал жанр фильмов про настоящих маньяков по двум причинам. Во-первых, такие картины затрагивают общественные проблемы (сексуальное насилие, сталкинг, пропажа детей), а значит, и их самих. А во-вторых, истории о реальных психопатах пугают куда сильнее, нежели о вымышленных.

Эффект присутствия, страх и терапия

Когда человек смотрит кино про настоящее преступление, он полностью погружается в атмосферу происходящего. Такого эффекта авторы добиваются за счет добавления крайне реалистичных сцен. Например, во французской картине «Трахни меня» (2000) авторы показали сцены изнасилования при помощи несимулированного секса актеров.

В тру-крайм проектах используют такой же шоковый прием, но добавляют к художественному насилию документальные элементы. В сериале Netflix «Руки прочь от котиков! Охота на интернет-убийцу» подробно показываются жуткие убийства животных и людей — так, грань между искусством, документалистикой и реальностью просто размывается.

Конечно, большинство зрителей не испытывают наслаждения, наблюдая за происходящим. Но все же тревога, стресс и любопытство берут над ними верх, и они взахлеб смотрят подобные картины. Поклонники тру-крайм проектов могут поиграть в детектива, а могут пощекотать нервы, что в определенных дозах даже полезно (страх способствует приливу адреналина и дофамина).

Помимо этого, тру-крайм шоу позволяют людям развивать внутреннее чувство справедливости и исследовать темные стороны жизни на безопасном для себя расстоянии. Сюжет может подготовить зрителя к непредвиденным обстоятельствам — как правильно вести себя в патовой ситуации, как избежать встречи с маньяком, в каком месте не оставлять ребенка в одиночестве и т. д.

Примечательно, что жанр очень популярен среди женщин. Такой интерес специалисты объясняют тем, что просмотр картин помогает девушкам изучить, как мыслят преступники, и подготовиться к разным нестандартным ситуациям. Для некоторых представительниц женского пола фильмы (или даже подкасты и YouTube-каналы) в этом жанре могут быть своеобразной терапией.

Тру-крайм может травмировать реальных жертв

Несмотря на то, что тру-крайм сериалы действительно захватывающие, к ним есть вопросы. Из-за нехватки времени и дедлайнов авторы шоу могут невнимательно подойти к написанию сценария и некорректно показать некоторые моменты. Кроме того, жертвы (и их близкие) вряд ли хотели бы «пережить» травмирующее событие снова, пусть даже на экране. Но кинокомпаниям на это плевать — им нужно рассказать яркую историю и заработать на этом. Их не волнует, что упоминание событий может вызвать болезненные воспоминания у их участников.

Так сценаристы британского сериала «Секрет» довели дочь настоящей жертвы до новой психологической травмы. А двоюродный брат серийного убийцы Джеффри Дамера, в свою очередь, выступил против сериала Netflix и заявил, что не знает, сколько еще фильмов и сериалов нужно снять, чтобы их семью оставили в покое.

И романтизировать преступность

Тру-крайм регулярно обвиняют в романтизации маньяков и других преступников. Кастинг-директора берут на роли симпатичных актеров, сценаристы наделяют героев харизмой и глубокими эмоциями, и, как итог, у преступников появляются свои фан-клубы.

У серийных убийц Теда Банди и Чарльза Мэнсона тоже были поклонницы, а насиловавший детей Ричард Рамирес вообще сумел жениться в тюрьме. Психологи связывают такое поведение с травматичным опытом женщин, вступавших в связи с «плохими парнями», и навязыванием традиционных гендерных ролей (якобы исправишь мужчину — будешь вознаграждена пожизненным счастьем).

Сам по себе тру-крайм — действительно интересный жанр. Но создателям таких проектов стоит смещать акценты: не делать из маньяков и серийных убийц непонятых героев со своим внутренним миром (как это вышло с Джеффри Дамером) и с уважением относиться к жертвам и их близким. Тогда, возможно, тру-крайм проекты перестанут обвинять в зарабатывании на трагедиях.

━━━━━

Никита Прунков