общество
Михаил Терещенко/ТАСС
Михаил Терещенко/ТАСС

День народного единства: что мы ежегодно отмечаем 4 ноября

В этот день представители всех сословий страны во главе с Мининым и Пожарским освободили Россию от интервентов

Согласно опросу ВЦИОМ, лишь треть россиян знает историю Дня народного единства. Остальные воспринимают 4 ноября как дополнительный выходной день. На самом деле День народного единства стал праздником благодаря сплочению народа, которому удалось прогнать поляков-оккупантов с русских земель. Рассказываем, как это привело к созданию общенародного праздника и при чем здесь Казанская икона Божией Матери.

Как Москва оказалась во власти поляков

В 1591 году при загадочных обстоятельствах скончался царевич Дмитрий, а через семь лет не стало его старшего брата, царя Федора Иоанновича. На этом династия Рюриковичей оборвалась. После этого царский трон занял боярин Борис Годунов, который не имел на то никаких прав и полномочий. Тогда — в 1598 году — на Руси и началась Смута.

В 1605 году Годунов умер, а его сына убили заговорщики. Так династический кризис перерос в национально-государственный. Этим решили воспользоваться самозванцы, которые по очереди объявляли себя Дмитрием — братом покойного царя. В результате беспорядков на Руси начались стихийные бедствия, междоусобицы, голод и грабежи.

«В безвластье людьми начинает править алчность и животный страх. Подлость и следование сиюминутному шкурному мнятся [представляются] условием выживания, грозясь стать нормой. Неизбежной кажется уже не только гибель страны. Не только разрушение того незримого, что превращает орду индивидуумов, отчаянно бьющихся за существование, в народ. Неизбежным казалось и разложение всего того, что и делает человека человеком», — писал о тех временах Карамзин.

В 1609 году польский король Сигизмунд III начал против России военную интервенцию. Бояре, которые узурпировали власть в Москве, во главе с князем Федором Мстиславским пустили в Кремль польские войска, чтобы посадить на русский престол сына Сигизмунда королевича Владислава. В этом им решил помочь московский патриарх Гермоген, но при условии, что новый царь сменит свое католичество на православие.

Однако Сигизмунд сам пожелал занять трон, что привело к неразберихе на оккупированных территориях и волнениям с массовыми убийствами. Большая часть страны вместе с Москвой оказалась во власти польско-литовских отрядов.

Как русские объединились и выгнали поляков

Первыми освободить Москву решились воевода Прокопий Ляпунов и казацкий атаман Иван Заруцкий — они подняли первое народное восстание против поляков. Но скоро ополчение распалось из-за внутренних распрей, а в его организации обвинили Гермогена, которого лишили патриаршего статуса и заточили в Чудовом монастыре.

Уже из своего заключения бывший патриарх призвал русских людей встать на защиту страны, православия и изгнать польских захватчиков из Москвы. Вот только сам Гермоген не застал освобождения Руси и скончался в монастыре. После его обращения патриотическое движение за освобождение столицы начало набирать ход. Одним из его лидеров стал нижегородский земский староста Кузьма Минин. Он призвал горожан создать новое ополчение и помочь служилым пожертвованиями — поначалу добровольно, а потом принудительно.

На пост главного воеводы Минин предложил 30-летнего новгородского князя Дмитрия Пожарского. Тот принял предложение с условием, что жители города сами выберут ему помощника-казначея: народ проголосовал за Кузьму Минина. Два новых лидера восстания собрали под своим знаменем более десяти тысяч служилых, до трех тысяч казаков, более тысячи стрельцов и вдобавок добровольцев из крестьян. Таким образом, ополчение составили представители всех русских сословий.

4 ноября (22 октября по старому стилю) 1612 года народное ополчение во главе с Мининым и Пожарским под знаменем чудотворной иконы Казанской Божией Матери штурмовали Китай-город и освободили Москву от польских интервентов. В феврале 1613 года состоялся Земской собор, в который так же вошли представители всех сословий Руси: они избрали нового русского царя — Михаила Романова. Это событие стало началом новой династии и окончательной победой над Смутой, а также ознаменовало собой национальное единство.

Появление Казанской иконы Божией Матери не случайно

Впервые Русь увидела Казанскую икону Божией Матери в 1579 году. Тогда в Казани десятилетней дочери царского стрельца Матроне приснилась Богородица — она указала девочке, где лежит ее икона. Взрослые не сразу поверили ребенку, но потом все же решили на всякий случай проверить. На месте пожара, где стояла печь, на глубине метра Матрона действительно нашла икону.

Люди назвали ее Казанской Божией Матери. После этого стали происходить настоящие чудеса: больные излечивались, слепые обретали зрение. По указу Ивана Грозного на месте явления иконы построили Богородицкий девичий монастырь, первой монахиней которого стала Матрона, принявшая имя Мавры. А в честь обретения чудотворной иконы Церковь провозгласила праздником 21 июля.

Через 33 года именно эту икону прислали из Казани князю Дмитрию Пожарскому — с ней войско освободило Москву от интервентов. Народ был уверен, что победу одержали во многом благодаря иконе Казанской Божией Матери.

В память об освободителях на собственные сбережения князь Пожарский построил на краю Красной площади Казанский собор. Царь Алексей Михайлович, взошедший на престол после Михаила, установил 4 ноября Празднованием Казанской иконы Божией Матери в память избавления Москвы и России от поляков.

Как праздник в честь иконы стал Днем народного единства

День Казанской иконы Божией Матери отмечали вплоть до 1917 года. Вместо него большевики установили новую дату и повод — 7 ноября стал считаться Днем Великой Октябрьской социалистической революции. В 1996 году его переименовали в День примирения и согласия.

В сентябре 2004 года Межрелигиозный совет России предложил сделать 4 ноября праздничным днем и отмечать его как День народного единства. Госдума поддержала инициативу, и день стал выходным (вместо 7 ноября, который сохранил статус памятной даты). Название праздника депутаты объяснили так: «4 ноября 1612 года воины народного ополчения продемонстрировали образец героизма и сплоченности всего народа вне зависимости от происхождения, вероисповедания и положения в обществе».