«Новая реальность»: как в России и за рубежом оценивают отход ВС РФ из Херсона
9 ноября главнокомандующий СВО Сергей Суровикин приказал полностью вывести войска с правобережья Днепра, оставив позади значительную часть Херсонской области вместе с региональной столицей. В России и за рубежом решение ВС РФ прокомментировали по-разному: одни расценили его как «горькую пилюлю», другие принялись искать хитрый подвох, третьи понадеялись на мир, а кто-то с трудом понял, что вообще произошло. Собрали самые интересные реакции на самый непростой шаг российских военных за всю СВО.
Что говорят в России
Российские комментаторы и официальные лица оценивают решение командования по Херсону как непопулярное, но необходимое с военной точки зрения решение. Они сходятся во мнении, что оно стало результатом ошибок, допущенных во время первых месяцев СВО.
«О том, что Херсон — тяжелая боевая территория, знали все с самых первых дней спецоперации. Бойцы моих подразделений также сообщали, что вести бои в этой местности очень сложно. Да, его можно удержать, можно организовать хоть какой-то подвоз боеприпасов, но ценой будут многочисленные человеческие жизни. И такой прогноз нас не устраивает. Поэтому считаю, что Суровикин поступил как настоящий боевой генерал, не боящийся критики».
«Безусловно, это не победный шаг в этой войне, но важно не агонизировать, не биться в паранойе, а сделать выводы и работу над ошибками. А после этого понять, кто прав, кто виноват и в чем суть проблемы. Суровикин должен вывести войска и спасти тысячу солдат, находящихся фактически в окружении на территории противника, которая полностью отрезана от путей снабжения».
«Новая реальность ни для кого не должна стать шокирующим фактором. Отход на левый берег Днепра — военная необходимость. До конца хотелось верить в то, что ситуация изменится и "непростых решений" не будет, но нет. Российская территория, которая оккупирована противником, увеличилась. Летняя кампания не в нашу пользу, но это плоды весенних действий. Новый урожай нужно будет собрать».
«Причины отвода войск на левый берег являются следствием проблем, имевших место еще с начала лета и по разным причинам не устраненных. Проистекают же они из неудачи со взятием Николаева в самом начале СВО, когда город находился в полуокружении, но так и не был взят. Сейчас ставка, очевидно, делается на наращивание общей численности группировки и высвобождение части сил, действовавших на правобережье, в интересах наступательных операций, которые можно ждать в конце ноября — начале декабря».
Что говорят на Украине
Тем временем украинские комментаторы отнеслись к новостям о ситуации в Херсоне с большим скептицизмом. Они продолжают искать «хитрые уловки» и «подводные камни» в решениях российского командования, настаивая, что полноценный отход ВС РФ с правобережья Днепра еще не начался.
«Необходимо отделять слова от дел… Украина не принимает заявления [о Херсоне] во внимание… Слишком рано говорить об отступлении российских войск из Херсона: группировка ВС РФ по-прежнему находится в городе, и в регион стягивают дополнительные силы».
«Мы не исключаем начала российской информационно-психологической операции, чтобы создать ошибочное суждение о реальных намерениях. Там российские войска, насколько мы знаем, создали линию обороны и готовы ее держать на местах. Мы проверяем, что там».
Что говорят на Западе
Западные спикеры дают осторожные оценки выходу ВС РФ из Херсона, подчеркивая, что его значение станет яснее ближе к зиме. Эксперты отмечают, что отход позволит российской армии стабилизировать линию фронта и переждать зиму на более выгодных рубежах. Официальные лица надеются, что оперативная пауза даст России и Украине окно для начала мирных переговоров.
«Когда российские войска отступят на левый берег, они облегчат себе снабжение и восстановят эшелонированную оборону. Любая попытка ВСУ пересечь Днепр обойдется им в непомерно высокую цену… До тех пор, пока ВС РФ контролируют и укрепляют левобережье Днепра, украинским войскам будет сложно нанести урон или перекрыть канал, по которому в Крым проходит питьевая вода. Похоже, что приоритетом Суровикина стала стабилизации оборонительных линий ВС РФ после нескольких сложных месяцев».
«Подождем и увидим, что произойдет на самом деле. Российская армия потеряла инициативу… Но мы не должны ее недооценивать, у ВС РФ по-прежнему остаются силы и возможности для ударов по украинским городам. Это показывает, что они еще могут нанести значительный ущерб Украине».
«Когда линия фронта стабилизируется зимой, может появиться шанс на переговоры по окончанию конфликта. Когда эта возможность наступит, когда мира можно будет достичь, нужно ухватиться за это… Должно быть взаимное признание того, что военную победу в самом прямом смысле этого слова нельзя достичь военными средствами, поэтому нужно прибегнуть к другим инструментам».
«Я думаю контекст [вопроса о мирных переговорах] заключается в том, отступают ли [ВС РФ] или нет из Эль-Фаллуджи… Я имею в виду, из Херсона. Город Херсон. И переправляются через реку на ее левый берег. И, как я сказал, дальше произойдет следующее: [россияне и украинцы] будут зализывать раны и решать, что им делать зимой. Решать, готовы они к компромиссу или нет».