AP/ТАСС
AP/ТАСС

Китайский автопром захватывает рынок РФ. Что будет с ценами?

Цены на новое авто из Поднебесной с февраля выросли в 1,5 раза, а дилерам даже не выгодно их продавать. Зато стоимость подержанных машин уже катится вниз

Китайские машины заняли треть всех продаж на рынке за первые десять месяцев 2022 года. Автоконцерны из Поднебесной планируют и дальше наращивать присутствие в России, хотя открывать производства не торопятся. Тем временем дилеры жалуются на нехватку китайских машин и завышенные цены. Из-за этого торговать ими становится невыгодно. Разбираемся, как далеко зашла экспансия КНР на российский авторынок, сколько она еще продолжится и что будет с ценами на машины в будущем.

Какая доля у китайцев на авторынке РФ?

К концу октября китайские автомобили заняли почти треть российского рынка. С начала 2022 года в России продали 12,7 тыс. машин из Поднебесной. Доля автопрома КНР продолжает увеличиваться уже три месяца. В августе, сентябре и октябре она выросла на 20%, 9% и 3% соответственно. Самыми популярными среди россиян оказались марки Haval (4,3 тыс. автомобилей), Chery (3,8 тыс.) и Geely (2,4 тыс.). При этом все китайские модели вместе взятые до сих пор уступают LADA, которая заняла почти 40% рынка в 2022 году, продав 133,9 тыс. машин.

За 2022 год китайские компании заключили 190 контрактов на продажу своих моделей в российских салонах. Автодилеры считают, что после ухода западных брендов «китайцы» получили «полумонопольное» положение на российском рынке. Из-за этого некоторым дилерам становится невыгодно продавать авто из Поднебесной. Поставок все еще не хватает, поэтому невысокие продажи едва ли окупают открытие новых салонов.

Дилеры жалуются, что производители из КНР завышают цены на свои модели, и это отталкивает покупателей. По их данным, с февраля цены на китайские автомобили выросли в среднем в полтора раза. В начале года это было объяснимо, поскольку рубль сильно просел к доллару. Однако после того, как курс стабилизировался, цены ощутимо не поменялись.

При этом в китайских автоконцернах утверждают, что, наоборот, стараются сдерживать цены на машины на российском рынке. В Haval заявили, что в сентября делали скидки на свои модели вплоть до 500 тыс. руб., чтобы сделать их более доступными и попасть в программу льготного автокредитования. Chery сообщили, что проводят маркетинговые программы для сдерживания цен. В компании отметили, что всеми силами стараются удовлетворить спрос, который на российском рынке все еще сильно превышает предложение.

Чего ждать от «китайцев» будущем?

Ситуация на российском авторынке остается сложной. Уход западных концернов и санкции привели к обвалу продаж почти на 60%, по сравнению с октябрем прошлого года. И хотя доля российских и китайских автомобилей на рынке возросла, продажи почти всех марок упали по итогам десяти месяцев 2022 года. Исключение — китайский бренд Exeed, реализация которого выросла в целых четыре раза. Правда, произошло это только из-за эффекта низкой базы: еще в октябре 2021 года их продали чуть больше 200 штук.

При этом китайские производители намерены наращивать свое присутствие в России. До конца года Exeed планирует вводить на рынок новые модели и добавить к ста имеющимся в РФ салонам еще 10-15. Представители концерна утверждают, что будут открывать новые дилерские центры и в следующем году. Однако развивать производство авто в России китайцы не торопятся. Аналитики отмечают, что делать это пока нецелесообразно, потому что в ближайшее время спрос на рынке будет оставаться пониженным.

Эксперты ожидают, что в 2023 году в РФ появится еще больше китайских марок. В первую очередь новые модели будут заполнять ниши, которые пока остаются дефицитными: седаны и внедорожники. Особенно остро в этом сейчас нуждаются каршеринг и таксопарки, которые будут пополняться за счет китайского автопрома. Тем не менее аналитики признают, что для дальнейшего расширения китайским компаниям может потребоваться от полугода до года, поэтому оно будет проходить постепенно.

Что будет с ценами?

Стоимость автомобилей в России все еще завышена из-за проблем с поставкой запчастей и дефицитом иномарок. Это касается и китайских моделей, которые стоят от 1,5 млн руб. и выше. В этом плане отечественные машины выглядят привлекательнее, потому что их можно найти дешевле, чем за миллион.

На первичном рынке автомобилей ожидать скорого снижения цен не приходится. Из-за глобального кризиса и проблем с логистикой стоимость новых легковушек будет оставаться высокой. Повлиять на нее сможет падение спроса и покупательской способности потребителей, а также развитие конкуренции на рынке. Но поскольку новые бренды будут появляться постепенно, в полную силу этот фактор заработает не сразу.

Зато подержанные авто в России уже начинают дешеветь. На фоне дефицита продавцы машин с пробегом пытались повышать цены вслед за дилерами, однако это привело к сильному сокращению спроса на вторичном рынке. Из-за этого продавцам пришлось снижать стоимость автомобилей, чтобы привлечь покупателей обратно. Автоэксперты предполагают, что цены на вторичном рынке машин продолжат снижаться в течение нескольких месяцев. Поэтому тем, кто думает пересесть в китайский автомобиль, стоит задуматься о покупке подержанной машины.

━━━━━

Степан Липатов