Эволюционный парадокс: почему существует доброта?

Возможно, это просто способ гарантированно продлить свой род
Jem Sahagun/Unsplash
Jem Sahagun/Unsplash

Даже в дикой природе можно встретить проявления доброжелательности: например, гремучие змеи никогда не кусают друг друга в схватке, а обезьяны бонобо помогают незнакомым особям и отдают им еду. Конечно, полезно, когда другие поступаются своими интересами ради ваших, но в чем выгода поступать так же в ответ? По сути, это полностью противоречит теории эволюции Дарвина, которая основана на том, что все мы конкурируем друг с другом в рамках естественного отбора. Рассказываем, почему возникло подобное поведение и чем оно может быть выгодно.

Групповой отбор

Именно им долгое время объясняли то, что и у животных, и людей в природе заложена взаимопомощь: подразумевается, что социальные группы борются между собой внутри вида ради того, чтобы достичь превосходства. Например, феминистическое движение: женщины поддерживают друг друга, чтобы добиться равных прав с мужчинами. То же можно сказать и о помощи коллеге или однокурснику.

Однако сейчас эта теория подвергается критике, так как не объясняет, каким образом развились кооперативные общности изначально.

Эгоистичный ген

Эту теорию разработал британский биолог Ричард Докинз. Она подразумевает, что естественный отбор способствует тому, что мы проявляем доброту к нашим близким родственникам из-за того, что у нас общие гены.

Таким образом, человек как бы опосредованно обеспечивает продолжение рода: даже если ему не посчастливится найти пару и завести детей, его ДНК сохранится в природе из-за того, что другие члены его семьи обзаведутся потомством. В таком случае альтруистическое поведение можно рассматривать как взаимовыгодную сделку.

Однако данное предположение не объясняет, почему люди помогают тем, кто не связан с ними кровью.

Взаимный альтруизм

Данный вид социального поведения предполагает, что альтруистическое поведение по отношению к другим представителям вида осуществляется из-за того, что мы рассчитываем на ответную услугу.

Это означает, что акт доброты — начало долгосрочного взаимовыгодного сотрудничества, а такие эмоции, как вина, благодарность и сочувствие, — естественные механизмы, которые поддерживают нерушимость данного контракта.

Однако даже у этой теории есть изъян: почему мы оказываем помощь даже тогда, когда понимаем, что больше никогда не встретимся с тем, кому сделали одолжение?

Косвенная взаимность

Это еще один возможный механизм поощрения альтруистического поведения: люди склонны проявлять доброту к тем незнакомцам, которые до этого вели себя доброжелательно. Например, вы скорее поможете человеку, который вызвал скорую помощь кому-то в толпе у вас на глазах. Таким образом, подобное поведение создает индивиду определенную репутацию, которая позже окажется для него выгодной.

Но бывает и так, что свидетелей нет, а люди все равно жертвуют временем и силами для того, чтобы объяснить дорогу прохожему или помочь собрать продукты из порвавшегося пакета, и эта теория не может объяснить подобную реакцию.

Альтруистическое наказание

Данная концепция гласит, что у людей существует инстинкт, который поощряет их наказывать злых и эгоистичных представителей социума. Таким образом, мы испытываем ненависть по отношению к убийцам, насильникам или тем, кто грубо обошелся с нашими близкими. Да, этот человек не навредил непосредственно нам, но он достоин порицания за то, что сделал другим.

Подобное поведение обеспечивает общественное благо посредством страданий одного индивида: страх оказаться в опале мотивирует людей помогать друг другу даже тогда, когда вокруг нет свидетелей.

Таким образом, доброта отнюдь не противоречит эволюции. Напротив, она органично вписывается в нашу природу и обеспечивает выживаемость человечества как вида.