Для тех, кто не любит Marvel и DC: собрали пять необычных комиксов не про супергероев
25 сентября в мире отмечается День комиксов. Сегодня сосчитать фанатов жанра практически невозможно — культура, сочетающая в себе визуальное и литературное искусство, уже давно перестала быть гиковым увлечением. При этом многим классические проекты Marvel и DC уже попросту надоели. Если вы в числе этих людей или в целом далеки от комиксов — эта подборка для вас. В ней есть по-настоящему серьезные и философские работы, которые «зайдут» каждому.
«Понимание комикса», Скотт Макклауд
Если вы никогда не читали комиксы или они просто вас раздражают, обратите внимание на искусствоведческую книгу-комикс художника Скотта Макклауда. Автор преподносит сложную культурологическую работу в доступном формате комикса: исследует историю жанра, психологию стилей, визуальные аспекты. А также разбирается, как правильно осмыслять произведения.
«Чтобы не переживать из-за потраченного на комиксы времени, прочитайте классическую книгу Скотта Макклауда. Возможно, вы и дальше будете чувствовать, что впустую тратите свою жизнь, но теперь вы точно поймете, зачем вы это делаете, и будете этим гордиться», — подмечал создатель «Симпсонов» и «Футурамы» Мэтт Гроунинг. В общем, для знакомства с жанром и пониманием, как он работает, книга — то, что нужно.
«Маус: Рассказ выжившего», Арт Шпигельман
«Маус» — это единственный на сегодняшний день комикс, который получил Пулитцеровскую премию. В графическом романе Шпигельман рассказывает историю своего отца еврея, пережившего Холокост. Всех людей автор изобразил в виде животных: евреев — как мышей, немцев — как кошек, американцев — как собак, французов — как лягушек, а поляков — в образе свиней.
Шпигельман совершил революцию в мире комиксов, показав, что графические новеллы могут быть глубже и драматичнее голливудских фильмов и полноценных романов. Гротескное и поистине жуткое произведение лишено пафоса и лишних слов (как минимум из-за короткого формата), но это не мешает ему подробно и, самое главное, правдоподобно рассказывать об одной из самых страшных трагедий прошлого века.
«Персеполис», Маржан Сатрапи
Автобиографический комикс французской писательницы иранского происхождения Маржан Сатрапи можно по праву считать большой литературой. В основу сюжета легла личная история писательницы: в четырех томах она рассказывает (и показывает) Исламскую революцию и войну с Ираком глазами ребенка, а затем взрослого человека. В 14 лет родители отправили Маржан в Австрию — там исламское воспитание не позволило ей как следует ассимилироваться, но по возвращении на родину ей помешали уже прогрессивные европейские взгляды.
Сатрапи написала черно-белые политико-графические мемуары о семье, свободе и любви, сумев сохранить гуманистический подтекст не только в смыслах, но и графичексом стиле. В 2007 году по мотивам произведения вышел одноименный ирано-французский мультфильм — он получил широкое признание среди критиков и приз жюри Каннского фестиваля.
«Герметический гараж», Жан «Мебиус» Жиро
Французский автор Жан Жиро — настоящий гений комиксов и книжных иллюстраций, поэтому хотя бы одно его произведение должно оказаться в нашей подборке. В сюрреалистичном и местами абсурдном комиксе «Герметический гараж» действие происходит во множестве параллельных миров, между которыми перемещается главный герой. Сюжет в произведении, мягко говоря, запутанный, поэтому для тех, кому не хочется вдумываться, советуем наслаждаться рисунками Мебиуса и ироничными мини-историями.
Графический артхаус представляет собой пародию на научную фантастику и супергеройские фильмы: в нем есть отсылки на «Звездные войны», «Дюну» и истории Marvel. Рекомендуем ценителям незаурядного визуала, а также антифанатам супергероики и классического сай-фая.
«Из ада», Алан Мур
Сценарист Алан Мур и художник Эдди Кэмпбелл вольно интерпретировали историю самой одиозной фигуры криминального мира — Джека Потрошителя. Мур выстроил свою версию событий 1888 года, согласно которой убийца действовал по указу королевской семьи. Кэмпбелл идеально воссоздал эпоху Лондона того времени, придав ему должную мрачность и колорит, где проститутки и бездомные соседствовали с богачами и леди.
В 2001 году по комиксу сняли полнометражный фильм с Джонни Деппом в главной роли, но Алан Мур его раскритиковал. В связи с этим предлагать смотреть картину мы не будем, а вот постмодернистский роман обязательно почитайте. Но будьте готовы — тут вам не просто комикс, а серьезный детектив на 576 страниц!