Загадочная история Дяди Сэма: как и почему появился один из самых популярных символов США?
7 сентября Дяде Сэму исполняется 210 лет. В 1813 году он впервые возник на страницах американской газеты Troy Post, а уже ко второй половине XIX века стал одним из самых узнаваемых символов США наряду с белоголовым орланом, долларом и Статуей Свободы. Но мировую известность Дяде Сэму принесла американская пропаганда, сделавшая его героем многочисленных агитплакатов и карикатур. Рассказываем об истории Дяди Сэма: его реальном прообразе, персонажах-конкурентах, взлете и закате.
Рождение образа
Точный момент появления Дяди Сэма в американском фольклоре неизвестен, но основная версия гласит следующее: во время войны с Великобританией 1812-1815 гг. мясник Сэмюэл Уилсон, который обеспечивал провизией американскую армию, отмечал бочонки с солониной аббревиатурой U.S. Эти две буквы подразумевали Соединенные Штаты (United States), но солдаты — то ли в шутку, то ли серьезно — стали расшифровывать их для себя как Дядя Сэм (Uncle Sam).
Имя стало фигурой речи и быстро разошлось по всей американской армии. Спустя полтора века эту версию официально закрепила резолюция Конгресса США 1961 года, которая признала Сэмюэла Уилсона прародителем ставшего культовым образа. Однако, по другой версии, первое упоминание Дяди Сэма датируется 1810 годом, так что юность этого седовласого джентльмена остается загадкой.
Интересно, что наряду с Дядей Сэмом в Америке существовали и другие национальные персонажи-символы. Одним из первых стала Колумбия — женский образ в тоге (иногда в цветах флага США), который до сих пор появляется на заставке одноименной голливудской киностудии. Широкую популярность Колумбия получила во время Войны за независимость 1775-1783 гг., но к началу XX века она была постепенно вытеснена образом Статуи Свободы.
Еще один символ Новой Англии в годы Войны за независимость — Брат Джонатан. Считается, что прообразом для персонажа стал губернатор Коннектикута Джонатан Трамбал, близкий друг и соратник Вашингтона. Брат Джонатан был одет в полосатые брюки, темное пальто и шляпу-цилиндр; долгое время он олицетворял страну и американский народ, в то время как Дядя Сэм — правительство США.
Джонатан — простоватый и упрямый персонаж, с которым британцы ассоциировали жителей Новой Англии. Но американцы, напротив, гордились своей самостоятельностью и активно использовали Брата Джонатана в политической карикатуре.
Долгое время персонажи сосуществовали, но в годы Гражданской войны (1861-1865) в пропаганде против Конфедерации все чаще стал появляться именно Дядя Сэм. Внешне он напоминал теперь президента Линкольна, в шляпе-цилиндре и с бородой.
В конце концов иллюстраторы «одели» Дядю Сэма в костюм Брата Джонатана, и к началу XX века он окончательно вытеснил этого упрямого и задиристого персонажа. Соединенные Штаты обрели независимость и стали претендовать на особое положение в мире. Отныне им был нужен более зрелый и благородный символ.
Военная пропаганда
Своим каноничным образом Дядя Сэм обязан патриотическому плакату 1917 года «I Want YOU for U.S. Army» («Я хочу, чтобы ты служил в армии США») художника и иллюстратора Джеймса Флэгга. Источником для вдохновения послужил британский плакат 1914 года с лордом Китченером, военачальником и членом кабинета министров.
Флэгг отказался от поисков модели и сделал автопортрет, добавив седину и козлиную бородку. Так Дядя Сэм обрел свою узнаваемую внешность, а плакат разлетелся миллионными тиражами и активно использовался в обеих мировых войнах.
Сочетание позы, жеста и воинственного выражения лица оказалось настолько удачным, что советский художник Дмитрий Моор взял изображение Дяди Сэма за основу для своего культового плаката «Ты записался добровольцем?».
По одной из версий, внешность красноармейца Моор также списал с себя самого. Не исключено, однако, что художник вдохновлялся более ранним британским плакатом, который породил десятки подражателей по всему миру. Косвенно на это указывает и положение правой руки персонажа.
В середине XX века Дядя Сэм стал общепризнанным символом США и во время холодной войны все чаще появлялся на американских и советских плакатах и карикатурах.
Закат персонажа
Исторически Дядя Сэм символизировал правительство Соединенных Штатов. Поэтому неудивительно, что после окончания холодной войны он стал терять актуальность. Фокус внимания простых американцев переключился на внутриполитические проблемы страны. А на этом поле Дядя Сэм играл за противоположную команду — власть и элиту. Здесь бы очень пригодился Брат Джонатан, простой житель Новой Англии, бросивший вызов метрополии.
Но времена меняются. Возвышение Китая и противостояние с Москвой вновь ставят перед Вашингтоном вопрос о символическом единстве нации и государства. На обложки американских издательств возвращаются стереотипные образы русского медведя, китайских панды и дракона. И не исключено, что в будущем старый добрый Дядя Сэм также обретет былую популярность.