культура

Бит футуризма: почему Маяковский — родоначальник русского рэпа?

Разбираемся, как форма и тематика стихов поэта легла в основу современных треков

130 лет назад родился Владимир Маяковский. Он был главным бунтарем и новатором своего времени, а еще — первым настоящим русским рэпером! Его «музыкальными» инструментами стали интонации, манера прочтения и ритм, и даже образ жизни поэт вел под стать хип-хоп-иконам. Рассказываем, из чего состоит лирика Маяковского, как он эпатировал публику, а также кто из современных исполнителей им вдохновляется.

«Я — поэт. Этим и интересен»

Поэзия Маяковского — совершенно новое направление для XX века. Он писал прерывисто, с акцентом на ритм и интонацию. В его стихах много восклицаний и логических ударений: это получалось за счет постановки слов на отдельную строку — фраза начинала распадаться на отдельные части. Так появилась знаменитая маяковская «лесенка».

Поэзия Маяковского строится на приемах, основанных на звуковых эффектах — комбинации, повторении или чередовании одних и тех же звуков. Стихи произносятся речитативом и легко ложатся на музыку.

«Город грабил,

греб,

грабастал,

глыбил

пуза касс,

а у станков

худой и горбастый

встал

рабочий класс».

из стихотворения «Владимир Ильич Ленин»

В своей лексике поэт использовал много жаргонизмов, вульгаризмов и даже придумывал свои собственные слова: «осовело», «быкомордой», «мячище», «верблюдокорабледраконьи» и др. Современные рэперы пользуются такими же приемами для усиления своих текстов.

Главный герой в поэзии Маяковского — это он сам. Биографию он начал словами: «Я — поэт. Этим и интересен. Об этом и пишу. Об остальном — только если это отстоялось словом». В своих стихах Маяковский смотрит на общество, политику, женщин и работу только через собственную призму. Хип-хоп-артисты тоже рефлексируют в своих текстах, делая акцент на себе и своем лирическом герое.

Жизнь в стиле рэп

Поэт прослыл известным бунтарем и панком своего времени. В юные годы его трижды арестовывали — по делу о подпольной типографии, по подозрению в связях с анархистами и из-за пособничества побегу женщин-заключенных из Новинской тюрьмы. 11 месяцев он просидел в Бутырке.

Присоединившись к поэтам-футуристам, Маяковский начал эпатировать общественность внешним видом и выходками: носил знаменитую желтую «кофту фата», вместе с друзьями выпустил манифест «Пощечина общественному вкусу», где предложил бросить Пушкина, Достоевского и Толстого с Парохода Современности, крутил романы, разбивал женские сердца, жил втроем и сорил деньгами. Чем не современный рэпер?

Маяковский был молодым и злым, он «диссил» конкурентов и вызывал всех на «баттлы». Поэт был редактором журнала ЛЕФ (Левый фронт искусств), в котором регулярно критиковал общественные течения, идеи и высказывания людей. Также Маяковский участвовал в поэтических соревнованиях: в 1918 году он «сцепился» с Игорем Северяниным за звание «короля поэтов». Тогда победил Северянин, а Маяковский возмущался и кричал: «Долой королей — теперь они не в моде».

В рэп-культуре есть много артистов, умерших от алкоголя, наркотиков или погибших в перестрелке. Маяковский и здесь вписан в контекст. Поэт застрелился 14 апреля 1930 года в Москве, оставив предсмертную записку, где процитировал собственное стихотворение «Любит? Не любит? Я руки ломаю».

«Как говорят —

"инцидент исперчен",

любовная лодка

разбилась о быт.

Я с жизнью в расчете

и не к чему перечень

взаимных болей,

бед

и обид.

Счастливо оставаться».

отрывок из предсмертной записки

Современные бунтари и футуристы

Многие поэты и рэперы в своих текстах используют авторский стиль Маяковского — кто-то осмысленно, а у кого-то такая манера письма вырабатывается случайно.

Дмитрий Кузнецов — Хаски — строит свою поэзию на ритмике, а размеры (хорей, ямб и так далее) уходят на второй план — все как у Маяковского. Стихи у Хаски сложены в тонической системе и интонационных акцентах.

«Черный-черный голос, черный-черный бит (Ари, ари, ари)

Черный компас, черный гид (Ари, ари, ари)

Черным-черно, черным-черно, черным-черно

Черным-черно, черным-черно, черным-черно (Черным-черно)».

Хаски, «Черным-Черно»

Другой пример — «Масло черного тмина» (Айдын Нуралин, казахстанский рэпер, читает на русском языке). В отличие от поэзии Маяковского, которую интуитивно хочется читать быстро и четко, свои тексты «Масло» нарочито произносит плавно, хотя построение поэзии схожее — те же акустические рифмы и ударные слога.

«Черный смок, черный тмин

Черный папа, черный сын

Черный глок, черный дым

Черный я, черный ты».

«Масло черного тмина», maximum black

Похожим образом свою поэтику выстраивает и BollywoodFM (Григорий Белоусов) — соратник и друг Хаски. Их треки похожи и подачей, и смысловым контекстом (оба рэпера — выходцы из Улан-Удэ — вместе они сформировали свой стиль). В основе текстов Болливуда — все то же, что и заложил Маяковский в начале XX века: аллитерация, ассонанс, каламбурные рифмы и другие примеры работы со звуком.

«Прозябали, кто-то тратил, кто-то спятил

На диване, с магазином

Целый мир в целлофане

Если вслепую, то пали назад

У радости и горя на двоих одни глаза».

BollywoodFM & РИЧ, «Молодой Лимонов»

Лучшие треки на стихи Маяковского

Главное доказательство схожести между поэзией Маяковского и рэпом — это легкость, с которой стихи превращаются в треки, стоит только добавить бит. Мы собрали несколько кавер-примеров: от профессиональных до сделанных на коленке.

Наум Блик — «Маяковский»

Екатеринбургский андеграунд-поэт Дмитрий Иордатий (Наум Блик — псевдоним) зачитал стихотворение «А все-таки». Слушая строчки «Улица провалилась как нос сифилитика», не сразу приходит в голову, что это не новый релиз русского рэпера, а русская классика. Грубая музыка только дополняет жесткие слова.

Типси Тип — «Моя Москва»

Рэпер «старой школы» Алексей Антипов взял стих Маяковского «Стихотворение о Мясницкой, о бабе и о всероссийском масштабе» и в классическом хип-хоп-стиле зачитал под бит. Вышел традиционный рэперский трек: женщины, нехватка денег и любимые переулки.

Грубый Ниоткуда — «Письмо товарищу Кострову из Парижа о сущности любви»

Почти 10 лет назад московский рэпер зачитал одно из самых лирических стихотворений Маяковского. Слова «Любить — это с простынь, бессонницей рваных, срываться, ревнуя к Копернику, его, а не мужа Марьи Иванны, считая своим соперником» под нежную музыку стали на тот момент очень модными. Снова не разбирающийся в поэзии человек мог принять трек «Грубого» за его собственное творчество в духе Басты или группы Centr.

Первокурсники рязанского университета — «Левый марш» и «Стихи о советском паспорте»

Ребята из РГУ имени Есенина записали видео для посвящения в первокурсники на основе двух стихотворений Маяковского. Вышло непрофессионально, но текст поэта лишний раз показал свою состоятельность — любое прочтение выглядит свежо и универсально.

А. Назимов — «Как я сделался собакой»

Еще один пример народного творчества. Небольшое видео с переосмыслением стиха Маяковского о превращении в собаку. Выглядит актуально: его поэтика остается новаторской до сих пор и снова доказывает, что даже «домашнее» или профессиональное прочтение на любой бит становится интересным.

Мария Самарина