Желтое безумие и яркая смерть: психология цвета на картинах Фриды Кало
Фрида Кало — международная икона и одна из самых известных художниц XX века. Ее история зиждется на независимости, эмансипации, свободе и страданиях. В честь дня рождения великой художницы, который отмечается 6 июля, разбираемся, какое влияние бурная жизнь и психическое здоровье оказали на ее искусство и почему яркая палитра цветов символизирует мысли о смерти.
Сломанное тело и покалеченный разум
Когда Фриде было шесть, у нее диагностировали полиомиелит. Из-за этой болезни правая ступня и нога оказались искалечены, поэтому она начала прятать их под длинными брюками и пышными мексиканскими юбками. Это породило начало ее узнаваемого стиля. Но решающим событием, оказавшим наибольшее влияние на ее жизнь, стала авария. В 1925 году, когда Фрида возвращалась домой из школы на автобусе, он врезался в трамвай. Кало пережила инцидент с ужасающими последствиями: металлические прутья проткнули ей таз, сломав кость, ноги, ребра и ключицу.
Начало творческой карьеры Фриды совпадает с восстановлением после аварии. Поскольку ей суждено было провести три месяца в гипсе, отец отдал ей старые краски, а мать повесила над кроватью зеркало. Этот момент обозначил старт эры автопортретов.
Поскольку 50 работ из 143 известных картин Фриды — ее автопортреты, ученые считают, что они имеют первостепенное значение среди ее работ. В ее трудах особое внимание уделяется женским страданиям и тяжелой жизни, с которой они сталкиваются. Кало почерпнула большинство элементов своих картин из дуалистических культур ацтеков и древних восточных ритуалов. Например, она активно использовала пары тепло и холод, свет и тьма, день и ночь, луна и солнце, дух и материя, мужское и женское начало. Эта двойственность изображена на знаменитой картине «Две Фриды».
Физические и душевные страдания в ее картинах тесно связаны между собой: авария навсегда подорвала здоровье Кало — ей пришлось сделать десятки операций, чтобы хоть как-то это исправить. Например, «Сломанная колонна» показывает нам, что художница чувствовала себя сломанной внутри и снаружи, как будто единственное, что удерживало ее вместе, — это корсет.
Вот что заявляет Национальный альянс по психическим заболеваниям:
У Кало была диагностирована легкая депрессия, но в течение жизни она пережила два серьезных депрессивных эпизода и попытки самоубийства…
Видение мира в сочетающихся противоположностях заставляет многих исследователей и историков полагать, что Кало страдала целым рядом психических заболеваний — от ПТСР до биполярного расстройства с переходом в диссоциативное.
Красный — боль, гнев и оптимизм
В 1929 году Кало впервые вышла замуж за Диего Риверу, мексиканского художника-монументалиста. Ей было 22, а ему почти 43. То была история любви, полная лжи и обмана. Как заявляла сама Фрида, им суждено было быть вместе, несмотря ни на что, даже если он продолжал причинять ей боль. Но в 1934 году они подошли к переломному моменту: Кало узнала о романе мужа с ее сестрой. В конце концов они развелись, пожили отдельно, но художница вышла за Диего во второй раз в 1940 году, так как не могла его забыть. Они оставались вместе до самой смерти Кало в разрушающейся любви, которую она смогла отразить в своих картинах.
Чтобы изучить этот период ее жизни и его влияние на творчество, ученые применили цветовой анализ к серии автопортретов Фриды и выявили очень сильную связь физической боли и эмоциональной ярости с низковолновыми цветами (красный и желтый). Таким образом, выражение ее проблем, сознательно или нет, достигалось путем увеличения яркости полотна. Так, выяснилось, что около половины из 43 рассматриваемых автопортретов ярко отображают боль или гнев. И не без причин: гнев кипел внутри Фриды из-за выкидыша и неверности мужа, а физическая боль сопровождалась многочисленными операциями.
Разрушительная боль — как физическая, так и психологическая, — несомненно, оказала драматическое влияние на автопортреты Кало. Лиловая лента, свободно связывающая Фриду с питомцем на картине 1938 года — «Автопортрете с обезьянкой», — стала кроваво-красной на полотне 1940 года. Теперь лента несколько раз обвивает шею, угрожая задушить. В похожей картине 1945 года Фрида выглядит старше и измученнее. На этот раз лента желтая — для Кало цвет символизировал болезнь и безумие.
На картине «Дерево надежды, стой прямо!» 1946 года, Фрида носит ярко-красный костюм и огромный красный бант в волосах, словно пытаясь подтвердить восстановление жизненных сил. Тем самым она забирает цвет у кровоточащих ран и использует его, чтобы выразить оптимизм. Таким образом, красный, как и большинство картин Фриды в целом, несет в себе дуализм — и гнев, и надежду на лучшее.
Флаг, который Фрида держит в руке украшает девиз «Arbol de la esperanza mantente firme» («Дерево надежды, держись»). Он становится боевым знаменем. Поскольку она считала свою жизнь кровавым боем, слова написаны красным цветом.
С годами одежда Кало становилась все более яркой, но состояние лишь ухудшалось. Своим внешним видом и отражением его в картинах она словно хотела, чтобы праздничные украшения замаскировали медленное разрушение тела. На картине «Думая о смерти» фон усеян зелеными листьями, ярким символом жизни, а смерть изображена в виде гигантского черепа в центре ее лба. Взгляд художницы не испуганный и не отчаянный: она выглядит решительной и готовой. Вскоре, в 1954 году, Фрида умерла от легочной эмболии у себя дома.
Взгляд на творчество Кало с точки зрения психоанализа доказал, что существует глубокая связь между жизнью Фриды и ее творчеством. Искусство художницы универсально и по-прежнему любимо спустя многие годы, поскольку заставляет нас понять, что мы не одиноки в страданиях.