культура

Русский классик из Израиля: что нужно знать о жизни и творчестве Дины Рубиной

Ее имя слышали даже те, кто мало интересуется литературой
Станислав Красильников/ТАСС
Станислав Красильников/ТАСС

19 сентября писательнице Дине Рубиной исполняется 70 лет. За свою карьеру она написала десятки романов и еще больше повестей, очерков эссе и рассказов. Рубину уже сейчас можно назвать современным классиком, чьи произведения продаются практически в каждом книжном. К юбилею автора мы решили разобраться, о чем писала Рубина и как на ее темы влияла биография, а заодно посоветовать лучшие экранизации по ее книгам.

Как связаны биография и творчество Рубиной

Будущая писательница родилась в Ташкенте в 1953 году в семье художника и учителя истории. Ее назвали в честь Дины Дурбиной — знойной американской актрисы-блондинки. Однако сама Дина совсем не была на нее похожа: темненькая, не вписывающаяся в стандарты красоты, но талантливая, бойкая и смелая. В 16 лет она не побоялась отправить рассказ «Беспокойная натура» в журнал «Юность»: его опубликовали и выплатили гонорар — 98 рублей (по тем временам — очень приличная сумма).

Литературная известность к Рубиной пришла в 1977 году — после публикации повести «Когда же пойдет снег?». Произведение она написала уже будучи замужем и родив ребенка: Рубина выходила с малышом гулять на аллею и писала повесть на коленке, укачивая ребенка. «Когда же пойдет снег?» рассказывает о молодой девчонке, которая встречает свою любовь накануне смертельно опасной операции. Позже по повести снимут фильмы и поставят спектакли.

Романтичность, шекспировская влюбленность, юность и легкость — вот что лежит в основе ранних работ Рубиной. Именно такой и была в те годы сама писательница. В 24 года она стала самым молодым членом Союза писателей СССР и начала появляться в литературных кругах с широко распахнутыми глазами. В своих последующих работах — «Дом за зеленой калиткой», «Уроки музыки» — чувствуется сама автор: окрыленная и порхающая, как и ее герои.

Позже Рубина переехала вслед за вторым мужем в Москву: по словам писательницы, тогда она жила как свободный художник с самым разным кругом общениям — писательским, художественным, музыкальным. Книга «На Верхней Масловке» как раз об этом. Улицу с таким названием построили в столице специально для художников и скульпторов. По сюжету в одной из квартир на Верхней Масловке по воле случая поселяются одинокий театровед средних лет Петр Авдеич и пожилой скульптор Анна Борисовна.

В 90-х Рубина уехала вместе с семьей в Израиль. По ее собственным словам, это рубеж биографический, творческий и личностный. Неудивительно, что поменялся и авторский стиль писательницы: это уже была не восторженная наивная девочка, а взрослая, ищущая себя и не боящаяся экспериментов женщина. В сборниках «Жилаю щастя. Афтор» и «Кружение эха», повестях «Камера наезжает», «Высокая вода венецианцев» и «Во вратах Твоих» четко были видны поиски новых форм.

В своей автобиографии Рубина писала, что в этот период жила на «оккупированных территориях» и ездила под пулями. В романе «Вот идет Мессия!» как раз и рассказывается о жизни российских эмигрантов в Израиле: в книге есть и новая языковая среда, и палящий зной, и сыновья, уходящие в армию.

В 2000-х годах Дина Рубина вернулась из Израиля и пережила творческое возрождение. В Москве она стала руководительницей культурных программ еврейской организации «Сохнут». Опыт работы там лег в основу романа «Синдикат» — в нем она описывает все сложности бюрократического мира. А вспыхнувшая ностальгия по молодости в Ташкенте нашла отражение в одном из самых известных произведений Рубиной — «На солнечной стороне улицы». В нем писательница кропотливо воссоздала родной город.

В 2010-х Рубина сосредоточилась на фундаментальных работах: она написала два романа-трилогии — «Русская канарейка» и «Наполеонов обоз». Саги были наполнены размахом и эпичностью, но темы преобладали все те же: любовь, смерть, переплетения судеб.

Сейчас Рубина снова живет в Израиле, но продолжает писать, как и прежде, на русском. В последней своей работе — «Маньяке Гуревиче» — она вернулась к темам детства. В книге большое внимание уделяется описаниям дома, переживаниям ребенка и становлению личности главного героя. Жизнеутверждающий, ироничный и глубокий роман вышел после пандемии — по словам Рубиной, она хотела написать книгу, которая отвлечет читателя от переживаний.

Как пишет Дина Рубина

Авторский стиль писательницы можно охарактеризовать так: внимание к мелочам и мгновенная смена интонации. Рубина педантично создает миры — опираясь на свою память или изучая исторические материалы. Даже простое описание печки в ленинградской квартире старого фонда кажется настолько ярким, что читатель легко представляет картинку перед собой.

Рубина также владеет мастерски сменой интонации: она пишет яркий экспрессивный диалог, полный едких фраз и тут же пускается в философские размышления. Или чередует лирические отступления с резкими сюжетными поворотами.

У Рубиной даже есть роман о писательстве — «Одинокий пишущий человек». В книге она не дает инструкцию, как стать автором, зато много размышляет о жизни, творчестве и амбициях писателя.

Какие экранизации писательницы стоит посмотреть

Хотя сама Рубина не любит экранизации ее произведений и иронично замечает, что автора книги надо убивать до премьеры, все же существуют достойные фильмы, снятые по мотивам ее романов, рассказов и повестей.

«Когда же пойдет снег?», 1979

Фильм-спектакль поставили Семен Бульба и Владимир Загоруйко по самому первому произведению Рубиной. В ролях сыграли Татьяна Канаева, Николай Денисов и Татьяна Осмоловская. По сюжету трогательной истории 15-летняя Нина сталкивается со взрослым миром: умирает мать, отец снова решает жениться, а впереди Нину ждет тяжелая операция. Одна надежда на снег — он придет и принесет радостные перемены.

«На Верхней Масловке», 2004

Режиссером картины выступил Константин Худяков, а в главных ролях сыграли Алиса Фрейндлих, Евгений Миронов и Екатерина Гусева. Сюжет вращается вокруг отношений престарелой скульпторши и театроведа: герой Миронова присматривает за героиней Фрейндлих, помогая той по хозяйству. Порой кажется, что они ненавидят друг друга, но почему-то продолжают существовать вместе.

«Двойная фамилия», 2006

Фильм от режиссера Станислава Митина с Сергеем Барковским, Оксаной Базилевич и Олегом Штефанко в главных ролях. В центре сюжета — муж и жена, у которых уже восемь лет не получается завести детей. Неожиданное чудо приносит в семью разлад: оказывается, жена забеременела от другого.

«На солнечной стороне улицы», 2010

В сериале главные роли исполнили Александр Домогаров, Сергей Маковецкий и Анна Снаткина, а режиссерами выступили Владимир Краснопольский и Валерий Усков. Сюжет охватывает сразу 50 лет и рассказывает о судьбе Кати: от голода в блокадном Ленинграде до становления всемирно известной художницей.

«Синдром Петрушки», 2015

В фильме Елены Хазановой главные роли исполнили Евгений Миронов и Чулпан Хаматова. Герой Миронова — Петр — одержим кукольным театром, и когда его жена Лиза после смерти новорожденного ребенка ложится в клинику для душевнобольных, он делает точную копию супруги и влюбляется в куклу.

Мария Самарина