Валерий Шарифулин/ТАСС
Валерий Шарифулин/ТАСС

«Улыбка ребенка — лучшее, что может дать жизнь»: фехтовальщица Яна Егорян о материнстве

Двукратная олимпийская чемпионка рассказала, что изменилось после рождения сына и как она совмещает семью с карьерой

В 2016 году Яна Егорян выиграла два олимпийских золота — в личной и командной сабле. Перед следующими Играми фехтовальщица приостановила карьеру, а в мае 2021 году родила сына Лукаса. После возвращения в спорт чемпионка продолжила успешно выступать — победу на Спартакиаде она посвятила своему ребенку, которого из-за сборов и соревнований не видела месяц.

Ко Дню матери мы поговорили с Яной о том, как ей удается совмещать родительство и профессиональный спорт.

— Рождение ребенка поделило жизнь на до и после?

— Конечно, поделило. Появилось очень много страхов, в какой-то степени неуверенность. До рождения ребенка ты сам по себе и отвечаешь только за себя, а потом все твое внимание уделяется ему. Ты в первую очередь думаешь о нем.

Например, я никогда не боялась летать на самолетах. А после того, как я стала мамой, стало страшно — не дай Бог что-то случится. Если раньше за рулем я ездила, как сумасшедшая, то сейчас вожу очень осторожно. И так во всем. Жизнь меняется, но меняется к лучшему.

Не зря говорят, что дети — это счастье. Без них невозможно жить. Это суперантидепрессант. Если тебе плохо или у тебя плохое настроение, то ты смотришь на своего ребенка и понимаешь, что у тебя все хорошо. Улыбка твоего ребенка — лучшее, что может дать жизнь.

Из личного архива Яны Егорян
Из личного архива Яны Егорян

— Спортсменки не всегда возвращаются после декрета. Почему вы не оставили фехтование?

— После рождения ребенка я планировала заниматься семьей, но так сложились обстоятельства. В начале я вернулась в спорт для себя, скажем так, заниматься бесплатным фитнесом (смеется). На базе с тренером и командой проще поддерживать себя в форме. В группе всегда находишь для себя мотивацию. Понимала, что мой потенциал в фехтовании не исчерпан и я еще могу показывать хорошие результаты. Я начала тренироваться дважды в неделю, потом трижды, потом четыре раза. И пошло-поехало.

В виду всей ситуации, которая сейчас происходит, мой спорт минимизирован, потому что нет международных соревнований и сборов за границей. Я спокойно могу совмещать воспитание сына, провождение время с семьей и тренировки.

— Значит, получается находить баланс между карьерой и семьей?

— Все хорошо получается, потому что мой тренер мне позволяет подстраивать расписание под мой ритм жизни. Если все спортсмены занимаются дважды в день, то я тренируюсь один раз. На данный момент этого достаточно.

На тренировки я езжу каждый день. Просто после них я сразу приезжаю домой. Соревнования тоже есть, сейчас будем готовиться к Московской сабле 2 декабря. Мы стараемся не опускать руки и работать.

— Недавно у Шараповой спросили, что сложнее: быть спортсменкой или мамой. Ей было трудно выбрать. А как вы ответите на этот вопрос?

— Это и правда очень сложный вопрос! Наверное, мамой быть проще. Мы с мужем не ходили на курсы о том, как стать хорошими родителями. Но с первых минут жизни нашего ребенка ты все равно понимаешь, что ему нужно. Он не говорит, но ты видишь, что у него колики. Понимаешь, что ему некомфортно лежать вот так. Это все интуитивно происходит. Мама в любом случае сделает правильный выбор для своего ребенка.

А когда ты спортсмен, то тебе нужен тренер, который расскажет тебе многое, чего ты не знаешь. Но если вы меня завтра спросите об этом, то я могу ответить по-другому (смеется).

— Хотели бы, чтобы ваш сын построил спортивную карьеру?

— Я из того типа мам, которые хотят предоставить своему ребенку выбор. Как родитель я буду давать ему возможности пробовать себя в разных сферах. Ему решать, где ему остановиться.

Конечно, у нас папа когда-то был футболистом и поэтому говорил: «Хочу, чтобы сын тоже пошел в футбол!» Но это «хочу» заканчивается в тот момент, когда ребенок уже сам может решать, чем хочет заниматься. Не важно, захочет ли мой сын петь, танцевать, быть ученым или хирургом. Мы будем поддерживать его в любом случае, какой бы выбор он не совершил.

Из личного архива Яны Егорян
Из личного архива Яны Егорян

— Расскажите о нем, какой у него характер, чем похож на маму?

— Лукас — замечательный ребенок. У нас с ним никогда не было никаких проблем. Очень хитрый, как и многие дети. Он хорошо нами манипулирует. Добрый, очень любит танцевать. Как только где-то включается музыка, то сразу начинаются танцы. Лукас — самый лучший для меня и нашей семьи. Нам он кажется идеальным. Не знаю, как описывать своего сына. Мистер малой (смеется).

— А как можете описать себя как маму? Насколько вы строгая?

— Я абсолютно не строгая. Лукасу сейчас полтора года, я позволяю ему все, что угодно. Некоторые мамы закрывают шкафы, а я нет. Хочешь копаться в посуде? Пожалуйста. Нужно разрушить все полки, чтобы разглядеть книги? Да ради Бога.

Для меня главное — его безопасность. Если Лукас начинает бегать, как сумасшедший, то я пытаюсь его успокоить, чтобы он нигде не упал и не ударился. А так запретов никаких нет. Я добрая мама. Пока что (смеется).

— Дети постоянно учатся чему-то новому и удивляют родителей. Чем в последний раз вас поразил сын?

— Каждый день что-то новое. Буквально вчера Лукас закрыл свои уши пальцами. Я начала шевелить губами и делать вид, что я с ним разговариваю. Когда он убирал пальцы, я начинала громко разговаривать. Потом сын опять закрывал уши. Для него это было так интересно, что потом он пытался взять мои руки, закрыть мои уши и начать разговаривать, чтобы понять, слышу ли я его.

Еще он любит повторять. Если я режу что-то на кухне, то он тянется и проявляет интерес. Я даю ему доску и палочки для суши. Тогда он делает вид, что тоже готовит. Когда ребенок за тобой повторяет, это очень умиляет. Всегда очень приятная атмосфера в доме.

— Можете рассказать, как выбирали имя Лукас?

— С именем никаких проблем не было. Когда начался карантин, мы с мужем обсуждали, что Олимпиады может не быть. Нам не хотелось тратить еще один год, хотелось завести ребенка. Тогда он мне сразу сказал: «Если будет сын, его будут звать Лука». Я ответила: «Без проблем». Это был разговор одной минуты. Родился сын, и мы назвали его Лука. Но я его называю Лукас (смеется).

Из личного архива Яны Егорян
Из личного архива Яны Егорян

— О чем вы мечтаете как мама?

— Чтобы у моего ребенка было самое лучшее и счастливое детство, а у меня была возможность дать ему все, что он хочет. Конечно, мечтаю, чтобы он был здоров, а его окружали бескорыстные и добрые люди. Чтобы мир становился светлее, а не темнее.

Я это желаю не только своему ребенку, а всему человечеству. Нужно стараться быть добрее и делать мир лучше. Для этого стоит начинать с себя и показывать ребенку, как нужно жить.

— 27 ноября будет День матери. Как хотели бы провести этот день?

— В спокойной домашней обстановке: с мужем, бабушками и дедушками за питьем чая с конфетами. Ничего особенного. Просто дома с семьей.

━━━━━

Михаил Целиков