YouTube
YouTube

Никаких танцев: 5 фильмов, которые изменят ваше отношение к индийскому кино

Мы не стали включать в подборку популярные картины вроде «Миллионера из трущоб», а вспомнили другие неочевидные работы

С 1 по 6 декабря в России проходит пятый фестиваль индийского кино Indian Films Festival 2022. Несмотря на устоявшиеся стереотипы о Болливуде, пора признать, что времена «Танцора диско» прошли и сегодня индийский кинематограф достаточно серьезный и реалистичный. Чтобы окончательно развеять ваши сомнения, мы собрали подборку из пяти достойных фильмов, где не будет бесконечных танцев, слабого сюжета и нереалистичных драк. Вперед (или «आगे», если вы вдруг говорите на хинди)!

«Меня зовут Кхан», 2010

Фильм режиссера Карана Джохара рассказывает историю индийца-мусульманина по имени Ризван Кхан. Мужчина, страдающий синдромом Аспергера, переезжает из Мумбаи в Сан-Франциско, где живет с братом. В США Ризван влюбляется в девушку по имени Мандира, которая одна воспитывает маленького сына. Они женятся, открывают небольшой бизнес, но после теракта 11 сентября 2001 года отношение к мусульманам меняется, и на фоне ссоры пара расходится. Чтобы вернуть Мандиру и доказать, что он не поддерживает терроризм, Кхан решает совершить путешествие через всю Америку.

Сюжет трогательной драмы перекликается с «Форрестом Гампом» (от схожих болезней героев до их характеров), а авторы рассуждают не только на темы любви и семьи, но также поднимают социально-политические проблемы и расовые вопросы. Для знакомства с современным индийским кинематографом «Меня зовут Кхан» подойдет отлично, да и оценка на агрегаторе Rotten Tomatoes у него высокая (83% у критиков и столько же у обычных зрителей).

«Банды Вассейпура», 2012

Основанная на реальных событиях криминальная драма Анурага Кашьяпа — это настоящий индийский ответ «Крестному отцу» Фрэнсиса Форда Копполы. Разделенный на две части фильм (изначально он должен был длиться 319 минут) рассказывает о противостоянии двух глав индийских мафий — Шахида Кхана и Рамадхира Сингха. В определенный момент Сингх расправляется с Кханом, и между кланами начинается война — сын Шахида клянется отомстить за отца, но история затягивается на долгие годы (кровавая вражда продолжалась с 1941 по 2004 год).

Фильм считается культовым в Индии даже с учетом неоднозначных отзывов и не самых больших сборов в прокате ($4,1 млн при бюджете в $1,4 млн). В отличие от большинства болливудских проектов, «Банды Вассейпура» получился крайне жестоким, кровавым и мрачным. Приправили гангстерскую смесь отборный черный юмор и разносторонний сюжет, в котором также есть место семейным и религиозным дискуссиям.

«История», 2012

Режиссер Суджой Гхош выбрал не самый очевидный жанр и снял полноценный криминальный триллер. В центре сюжета женщина на седьмом месяце беременности: она прилетает из Лондона в Калькутту, чтобы отыскать пропавшего во время командировки мужа. В процессе поиска все знакомые и коллеги мужчины утверждают, что никогда его не видели и не знали. На этом героиня не останавливается, а по мере развития втягивается в дела, связанные с угрозой национальной безопасности.

Запутанная история дает возможность зрителю строить догадки и версии вместе с главной героиней, но поверьте, концовка вас очень сильно удивит. Здесь вам и политические игры, и терроризм, и погони (но без летающих автомобилей) — в общем, очень крепкий и качественный детектив со своими плюсами и минусами. Из недостатков можно выделить только затянутый хронометраж и не всегда реалистичные сюжетные повороты.

«Ланчбокс», 2013

По сюжету романтической драмы Ритеша Батры одинокому бухгалтеру Сааджану по ошибке доставляют чужой обед. Оказалось, что его приготовила молодая девушка Ила — она пыталась впечатлить мужа особенным блюдом (в последнее время их отношения ухудшились), но до адресата ланчбокс не дошел. Ила пишет письмо незнакомцу, в котором рассказывает о нелепой неразберихе, и в итоге между ними завязывается переписка. Сааджан и Ила делятся друг с другом переживаниями и жизненными историями, а со временем становятся близкими людьми, хоть никогда прежде друг друга не видели.

Фильм, построенный как роман в письмах, может стать напоминаем о том, как важно в сером и однообразном потоке жизни просто с кем-то поговорить. В картине отсутствуют присущие индийскому кино клише: вместо танцев и песен — тонкая психология и размышления о душевных потребностях. Суть «Ланчбокса» идеально описывает поговорка, сказанная одним из героев фильма: «Иногда случайный поезд может привезти тебя на нужную станцию».

«Дангал», 2016

Режиссер Нитеш Тивари представил миру одну из немногих индийских биографических спортивных драм. Главный герой — спортсмен в отставке Сингх Пхогат — из-за тяжелого финансового положения бросил заниматься борьбой. Сингх решил реализовать свои амбиции через детей и пообещал, что его сын непременно станет олимпийским чемпионом. По иронии судьбы у его жены родились четыре дочери. К удивлению мужчины выяснилось, что девчонкам интересен спорт и они могут дать отпор местным хулиганам.

Работа носит умеренно феминистский характер, ведь в Индии совсем не развита женская борьба. Девушки успешно разрушают гендерные стереотипы на этот счет, но патриархальный образ отца вызывает споры у зрителей и журналистов. История про титулованных индийских женщин-борцов заинтересует не только фанатов спортивных байопиков, но и тех, кто просто ищет увлекательное кино на вечер.

━━━━━

Никита Прунков