Conference in honor of 60th Birthday of Igor Krichever Columbia University/mozzochi
Conference in honor of 60th Birthday of Igor Krichever Columbia University/mozzochi

«Ты просто должен сказать: "Я хочу попробовать"»: умер математик Игорь Кричевер

Он обожал Москву, считал математику творческой профессией, а его именем названы научные термины

Утечка «математических мозгов» из России продолжалась на протяжении многих лет. Одной из целей, поставленных, начиная с 2012 года, было возвращение ведущих российских ученых на родину. Талантливому математику Игорю Кричеверу удалось обеспечить необходимые для этого условия: его знания и признанный международным сообществом авторитет стали центром притяжения юных умов, стремящихся к открытиям. 1 декабря Игорь Моисеевич ушел из жизни. На момент смерти ему было 72 года. Вспоминаем, чем запомнился великий математик и какое наследие он оставил после себя.

От сына военного до доктора физико-математических наук

Игорь Моисеевич родился в семье воентехника в 1950 году. Математиком он стал благодаря Колмогоровскому интернату. Когда Кричевер только приехал туда, его подготовка едва ли соответствовала уровню большинства одноклассников: «Это был очень сложный момент, на моих глазах это многих сломало: первый парень на деревне приезжает, и выясняется, что он не самый первый». Но амбиции у мальчика были огромные: не лучший, значит, надо больше учиться. Постепенно он подравнялся и уже в 1967 году завоевал серебряную медаль на Международной математической олимпиаде. Спустя пять лет будущий ученый окончил МГУ, а в 1984-м получил звание доктора физико-математических наук.

Карьера складывалась непросто. Сначала Кричевер окончил аспирантуру, но потом оказалось, что оставаться на мехмате ему не суждено: работы не было, притом что некоторые его достижения были уже хорошо известны.

Так Игорь Моисеевич говорил в интервью ПостНауке:

Помню, тогда меня смешили рассказы о каком-то выпускнике западного университета, который чуть ли не покончил с собой, потому что ему в десяти местах отказали в работе. Я думал, что на фоне того, через что мы все прошли, это довольно наивно. Потом наступил период, когда все эти сложности кончились

Кричевер проложил путь от научного сотрудника до профессора Колумбийского университета в Нью-Йорке и Высшей школы экономики.

В 1990 году Игорь Моисеевич стал приглашенным докладчиком Международного конгресса математиков в Токио, а в 2003 году посетил Международный конгресс математической физики в Лиссабоне в качестве пленарного докладчика. Российским ученым неоднократно восторгались. Вот, что писал о нем Колумбийский университет в честь 60-летнего юбилея математика:

«Сегодня Кричевер — один из мировых лидеров в области интегрируемых систем. Его имя носят несколько объектов современной математики. Игорь очень дружелюбный человек с большим человеческим обаянием. Он добрый и открытый единомышленник, всегда готовый поддержать интересную математическую идею...»

С 2013 года Кричевер постоянно жил и работал в Москве. Несмотря на то, что он любил Нью-Йорк, Москва казалась ему роднее, к ней он относился с большей нежностью и любовью. Постепенно его все больше и больше стала затягивать работа в Высшей школе экономике и ИППИ.

С 2016 года Игорь Моисеевич занимал должность директора Центра перспективных исследований Сколковского института науки и технологий. Интересы ученого концентрировались вокруг скользких вопросов взаимодействия комплексной и вещественной геометрии пространств алгебраических кривых.

Вера в российское образование

Игорь Моисеевич признавался, что ему всегда было интересней что-то придумывать, писать статьи, нежели преподавать. Он относился к преподаванию как к неизбежности: надо значит надо. Но в последние годы его отношение менялось благодаря студентам Высшей школы экономики. В целом говоря, ему нравилось работать с российскими учащимися.

Здесь, в Москве, мне стало нравиться читать курсы совсем молодым студентам, например второкурсникам «Вышки». Они хорошие, у них умные, живые глаза. Это не такой продвинутый курс, как аспирантский, но смотреть в глаза этих совсем маленьких, которые пока еще мало знают, но уже задают вопросы, мне нравится все больше и больше

Кричевер сокрушался из-за утечки «математических мозгов» из России, но видел, что изменения происходили, хоть и очень медленно. По его словам, случаев, когда люди возвращались на родину или вовсе не уезжали из страны, становилось все больше. Это его обнадеживало. Вдобавок Кричевер считал, что математическое образование в школах только улучшается.

Игорь Моисеевич стремился к тому, чтобы сохранять интерес молодежи к научной деятельности в России. Именно он поощрял активность Центра перспективных исследований в Сколтехе. Он хотел, чтобы Центр помогал растить будущих звезд.

Как вовлечь студентов бакалавриата, пока они еще не растеряли тот замечательный энтузиазм, с которым они приходят после школы? Естественным ответом на эти вопросы может стать объединение двух брендов: уже состоявшегося бренда Высшей школы экономики, у которой математический бакалавриат мирового уровня, и бренда Сколтеха, который более популярен у студентов-физиков

По мнению Игоря Моисеевича, математические направления ведущих вузов страны составляют консорциум. Ему не хотелось разделять Высшую школу экономики, ИППИ и Сколтех, которые в его представлении были цельным ядром, что взращивало талантливые умы.

Наследие

Выдающемуся ученому принадлежат крупные достижения в различных областях математики, в первую очередь те, что касаются современной теоретической физики. Специалист по алгебраической геометрии написал более 50 статей по математике.

В конце 1970-х годов Игорь Моисеевич сыграл решающую роль в исследовании связей решений нелинейных интегрируемых систем с алгебраической геометрией, положив начало знаменитой конструкции Кричевера. Ученый предложил строить решения широкого класса интегрируемых систем по комплексным алгебраическим кривым (с некоторыми дополнительными данными) — решениям полиномиальных уравнений P(x,y)=0.

Первые работы специалиста мгновенно привлекли других математиков и физиков. Его тут же поставили в ряд ведущих мировых экспертов. Именем Игоря Моисеевича названы род Кричевера в алгебраической геометрии, уравнение Кричевера-Новикова, алгебры токов и векторных полей Кричевера-Новикова, а также базисы Кричевера-Новикова.

Математик считал, что нет ничего невозможного:

Когда я пришел на мехмат, были известны четыре задачи, над которыми все думали: теорема Ферма, задача о четырех красках, гипотеза Пуанкаре, задача Римана. Про эти задачи все слышали, и они казались вершинами, на которые никто никогда не заберется. При моей жизни три из них решились. Это не означает, что каждая из этих задач бесконечно важна, но, чтобы забраться на эту вершину, ты должен построить огромные леса, которые потом будут утилизированы в более прикладных задачах

Кричевер утверждал, что будущее — за междисциплинарными областями: например, математическая биология, по его мнению, становится все более перспективным и интересным направлением.

В 2011 году Игорь Моисеевич был награжден медалью ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени. Его работы по-прежнему печатают лучшие математические журналы мира.

Отвечая на вопрос «Кто может стать ученым?», Кричевер с удовольствием говорил: «Ты просто должен сказать: "Я хочу попробовать"».

━━━━━

Анастасия Дегтярева