Semyon Borisov/Unsplash
Semyon Borisov/Unsplash

30000 рублей за деревяшки и винтики: что такое эффект IKEA?

С его помощью маркетологи разводят нас на деньги

Вещи, которые мы создали самостоятельно, обладают для нас особой прелестью: даже неказистые табуретки и фартуки, которые люди мастерят на уроках труда в школах, кажутся нам красивыми и удобными. С другой стороны, если дать людям предметы аналогичного качества, но при этом уточнить, что они фабричного производства, то вряд ли человек будет в восторге от них. Рассказываем, почему так происходит и как эту особенность восприятия используют маркетологи по всему миру.

Все дело в самоэффективности

Это одна из базовых психологических потребностей человека: нам важно понимать, что мы хорошо справляемся с поставленными задачами и контролируем собственную жизнь. Доказано, что те люди, которые верят в то, что они продуктивно работают, меньше подвержены стрессу и депрессии, легче переносят неудачи и лучше преодолевают неожиданные трудности. Более того, они сильнее мотивированы, так как трудятся не из-за внешнего стимула: они черпают ресурсы для реализации тех или иных идей изнутри.

Таким образом, чувство самоэффективности — важный аспект человеческой психологии, а труд, который приносит видимый результат, стимулирует данное ощущение и дарит чувство удовлетворения.

Из этого и вытекает эффект IKEA

Данное когнитивное искажение ответственно за то, что мы необъективно оцениванием значимость тех товаров, которые создаем отчасти самостоятельно.

Лучше всего этой особенностью нашего разума научилась пользоваться всемирно известная компания по изготовлению мебели: из-за того, что столы и стулья, которые люди там купили, необходимо собирать дома, клиенты готовы платить за них больше, чем за готовые аналоги.

Ученые провели эксперимент, чтобы проверить, так ли это: две группы людей попросили поучаствовать в сборке мебели из IKEA. Первая группа сделала всю работу самостоятельно, в то время как вторая нет. После этого испытуемым сказали оценить получившиеся вещи. Оказалось, что те, кто полностью построил тот или иной предмет мебели, были готовы заплатить за него больше, чем те, кто принял лишь частичное участие в данном процессе.

Таким образом, люди согласны пойти на невыгодные сделки из-за того, что склонны переоценивать ценность собственного труда

Как этого избежать?

Прежде всего, не стоит думать, что можно сэкономить на тех товарах, которые вы создали самостоятельно: зачастую их цена оказывается завышена, так как используемые материалы обладают низким качеством. Из-за это предмет быстро сломается и его придется заменить.

Подумайте также о том, сколько вашего времени займет сборка: действительно ли более дешевая цена компенсирует те ресурсы, которые вам придется затратить для того, чтобы начать использовать данную вещь? Конечно, изначально готовый стул может стоить дороже на 500 рублей, однако им противопоставлены несколько часов кропотливой возни с шурупами и ножками.

Самый же эффективные способ не попасться на уловку маркетологов — спросить совета. Люди со стороны смогут объективно оценить ситуацию и подсказать, в каком случае затеянная игра стоит свеч.